Питер Паркер, он же – Человек-паук, отправляется с одноклассниками на летние каникулы в Европу. Однако перспектива отдыха начинает выглядеть очень зыбко, когда Ник Фьюри обращается к нему за помощью. По всему миру появляются могущественные элементали, вызывающие страшные разрушения, а победить их пока удалось только одному человеку – таинственному Мистерио.
«Человек-паук: Вдали от дома» одновременно продолжает историю, начатую в «Возвращении домой», и завершает сюжетные линии, оставшиеся после ослепительного блокбастера «Мстители: Финал». Собственно, если «Финал» был, как понятно из названия, финалом истории Мстителей, то «Вдали от дома» – это ее эпилог. Причем это эпилог не просто к третьей фазе, но и ко всей киновселенной Marvel, начатой первым «Железным человеком» в 2008-м году.
Конечно, фильм можно смотреть и тем, кто плохо знает киновселенную с самых ее ранних картин. Но для преданных фанатов здесь припасена гора отсылок и пасхалок, связанных с Тони Старком. Хотя Питера Паркера в киноверсии от Disney сделали протеже Железного Человека, сразу понятно, что новым Тони Старком он не станет и даже не попытается стать – но преемственность и некие общие черты между этими двумя персонажами будут прослеживаться на протяжении всего фильма. Наблюдать и подмечать их схожесть и различия не просто интересно – после выхода фильма интернет, скорее всего, заполонят различные фанатские разборы, в которых будут сопоставляться даже жесты этих двух персонажей в сходных ситуациях.
Фильм – жвачка? Да, однозначно. Хейтеры Disney и Marvel без проблем смогут придраться ко многим типовым решениям, которые мы наблюдаем в блокбастерах уже давно. Но в случае с «Человеком-пауком» это абсолютно ничтожный аргумент. Киновселенная перестала удивлять еще со времен «Доктора Стрэнджа», но в случае с «Человеком-пауком» некоторая предсказуемость удачно работает. Disney научился грамотно работать с ожиданиями фанатов – давать им то, что они больше всего хотели бы увидеть, но творчески переработав это до такой степени, что дух захватывает. И даже в самой этой формуле нет ничего нового – смешаем только эпичность, массовые разрушения и юмор, а в нескольких сценах разрешим режиссеру раскрыть свои авторские таланты.
В результате такого подхода новый фильм получил лучшего Мистерио на свете – такого персонажа, каким его действительно хотели бы видеть поклонники оригинальных комиксов, мультсериалов и видеоигр. Сцены с ним – самые запоминающиеся, хотя их слишком мало, чтобы удовлетворить зрителей полностью (такие же сильные эмоции вызывал Стервятник в некоторых сценах первого фильма – особенно когда он едет с Паркером в машине). Это тот редкий случай, когда после просмотра сразу хочется продолжения, причем со всеми злодеями разом (особенно это актуально с учетом отложенных, но не заброшенных полностью планов на Зловещую шестерку).
Недостатки фильма умело прикрываются шутками и красивым экшеном, а потому широкая аудитория, скорее всего, просто не обратит на них внимания при первом просмотре. При этом нельзя не отметить, что вся история с поездкой в Европу – совершенно искусственная конструкция, не несущая никакой самостоятельной значимости и введенная только для того, чтобы заставить Питера поездить по миру. Нельзя сказать, что она совсем не работает, но усилия талантливых актеров Мартина Старра и Джей Би Смува (играют учителей, сопровождающих детей в поездке) потрачены впустую – их поступки и шутки не запоминаются. Да и про остальных одноклассников сказать особо нечего – они все нужны только для фона. Disney сделали классного главного героя и запоминающегося злодея, но опять забыли про второстепенных персонажей и массовку – она в фильме совершенно безликая. Из второстепенных персонажей в фильме более-менее раскрыли только ЭмДжей (Зендая) – не сказать, что ее характер стал намного понятнее, чем в первой части, но зато с ее участием получилась одна из лучших экранных пар в супергеройском кино – вся неловкость первых подростковых свиданий вышла крайне умилительной. В то же время Нед, лучший друг Питера, не отжигает в новом фильме так ярко, как в «Возвращении домой».
Надо сказать, что в целом вся идея с поездкой в Европу для Питера Паркера выглядит странно. Человек-паук – это ваш дружелюбный сосед, таким его знает вся аудитория. Его визитная карточка – сцены с полетами на длинной паутине по улицам Нью-Йорка мимо всяких известных и не очень высоток, к сожалению, присутствуют в фильме только в самом конце. В Европе герой вынужденно переключается на мелкие прыжки по низким постройкам, и это неизбежно воспринимается как потеря для образа героя.
Disney в очередной раз постаралась создать фильм с претензией на масштаб и глобальность, так что новая опасность здесь угрожает сразу всему миру. Но где другие супергерои, созданные для такой цели? В фильме упоминаются только Тор и Капитан Марвел (они недоступны для связи), но где персонажи калибром поменьше? Почему Человек-паук вынужден практически в одиночку отдуваться там, где по всем правилам этого вымышленного мира надо биться командой?
В этот момент понимаешь, что франшизе чрезвычайно не хватает каких-то красочных, но небольших фильмов, в которых герои сражаются не с мировым злом и спасают не всю планету разом (в таком формате экспериментировали, например, Fox со своими мутантами). Дружелюбный сосед Человек-паук, охраняющий Куинс – один из районов Нью-Йорка – для такой цели подошел бы как никогда кстати. В комиксах, мультфильмах и играх у него были весьма эпичные приключения, даже несмотря на их небольшую географию. Но и Паркера студийные боссы из дружелюбного соседа делают наместником Тони Старка, отправляя спасать весь мир. Концептуально это не так плохо, но хочется, наконец, увидеть персонажа в более знакомых локациях и ситуациях. К счастью, конец фильма на это намекает.
Павел Соломатин