Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Искусство высшей марки

“МК” оценил труд художников-филателистов и узнал, чего стоят их ошибки

Мастера почтовой миниатюры не отдают свои произведения на выставки, не ставят подписи на своих работах и зачастую никому не известны. Жанр, в котором они работают, экзотичен, и с каждым годом художников — последователей почтовой миниатюры становится все меньше: известные художники стареют, а от молодых заказчики не требуют ничего, кроме знаний основ дизайна. В наше время краски и кисти чаще заменяет компьютер. Тайны создания «ручной» марки и филателии «МК» приоткрыли ведущие мастера в жанре почтовой миниатюры.

Маленькая комнатка с высоком потолком, темная, но очень уютная. На стенах практически нет ни одного пустого места — повсюду висят картины, эскизы марок, медали... Здесь за небольшим столом, на котором установлен кронштейн с огромным увеличительным стеклом, известный художник Борис Илюхин более 20 лет рисовал марки.

— Создание марок — это чародейство, — хитро улыбается мастер. — Мозг художника, как Вселенная — настолько бесконечен, что способен сохранить любую мелочь.

Для художника-миниатюриста это свойство восприятия мира особенно важно, поскольку именно из мельчайших подробностей складываются то картины батальных сражений, то портреты известных людей, то сложнейшие композиции на социальные темы.

— Миниатюристы должны быть дотошны во всем, иначе легко ошибиться. А филателисты ошибок не прощают, — развивает свою мысль Борис Семенович, доставая с полки несколько объемистых альбомов с марками. И тут вся история как на ладони. Огромная галерея образов на маленьких разноцветных кусочках бумаги.

Марки Илюхина эксклюзивные. Именно его работа, посвященная Михаилу Кутузову, была признана лучшей в России за период с 1992 по 2009 год. В чем же секрет? Борис Семенович создает свои композиции в технике уникальной, которая позволяет ему рисовать стремительно и эффектно. Здесь и привычная для нас акварель, и — неожиданно — шариковая ручка, и таинственная плоская игла, именовавшаяся у древних греков стилус, благодаря которым образы становятся объемными и будто оживают.

Как появляется марка? Все начинается с поиска темы: юбилейные даты, важные события, предложения от различных организаций... План выпуска ежегодно утверждает Министерство связи РФ. К примеру, в этом году в свет вышли серии марок, посвященные 300-летию со дня рождения Михаила Ломоносова, 50-летию Государственного Кремлевского дворца, «XXII Олимпийские зимние игры в Сочи. Олимпийские зимние виды спорта».

Начало работы над маркой — это всегда поиск информации: поход по музеям, сбор исторических сведений, фотографий, а также многочисленные консультации со специалистами. Воссоздать историю в точности — вот первоочередная задача в работе над маркой. Второй этап — это создание эскиза. И вот здесь самое сложное для художника — найти компромисс между своими амбициями и желанием заказчика. Иногда достаточно всего двух-трех набросков (художники-марочники называют их нашлепками) — и композиция уже окончательно выверена. А иногда приходится делать 10, а то и 20 зарисовок, прежде чем художник будет удовлетворен. Наносится эскиз на обычный лист бумаги — где-то вполовину формата А4. Такого же примерно размера и сам оригинал будущей марки — это четырехкратное ее увеличение.

Между тем даже двадцать набросков не гарантируют, что будет найден компромисс.

— Однажды я рисовал марку, посвященную Сергею Есенину, — рассказывает художник. — Заказчик предлагал использовать в композиции паровоз, несущийся через степь, как метафору нового времени. Поскольку у меня был свой взгляд на образ поэта, я нарисовал паровоз на дальнем плане и столь милый образ жеребенка, скачущего через степь, в котором, собственно, и видел самого поэта, оказавшегося в новом времени. А на другом я нарисовал-таки паровоз в степи, но больше похожий на электричку, тем самым обеспечив заказчику возможность объективной критики. Естественно, выбран был мой вариант.

Кстати, если на будущей марке изображен чей-то портрет, одобрение нужно получить и у родственников этого человека, даже если они не являются заказчиками. Еще одна интересная деталь — на марках мы можем увидеть только портреты почивших людей. Исключения составляют разве что частные заказы.

Филателисты любят ошибки

Желающие запечатлеть себя, родных, друзей и вообще все, что придет в голову, на марке были всегда. В этом плане советское время ничем не отличается от настоящего. Разница заключается лишь в сути самой марки: частный заказ — это всегда виньетка (непочтовая марка). Она не проходит через издательство, ее не найти в почтовых каталогах марок. На ней крайне редко указывается номинал и практически никогда — название страны (обязательные элементы почтовой марки).

— В 1995 году мне заказали нарисовать далай-ламу. Миниатюра была приурочена к визиту духовного наставника буддистов в Россию, — рассказывает Борис Илюхин. — Издавали марку в Тыве.

Самое удивительное, что эта виньетка пользовалась спросом у филателистов. Видимо, их привлек экзотический образ и сам информационный повод. А вот четыре марки с изображением Аллы Пугачевой так и остались невостребованными.

— Обычно непочтовые марки филателисты не коллекционируют, поскольку их нет в почтовых каталогах и официальный тираж их точно никому не известен, — поясняет заместитель председателя клуба филателистов ЦДРИ Владимир Садовников. — Основной наш интерес к почтовым маркам, и чем они оригинальнее, чем меньше их выпущено, тем они дороже.

В принципе это две основные причины, по которым десятирублевый клочок бумаги может взлететь в цене в десятки раз. Филателисты ищут в марках любые изъяны: пропущенная перфорация, орфографическая ошибка или неправильная буква в надписи... Все что угодно.

— В 1994 году, — вспоминает Илюхин, — я рисовал марку с изображением русского писателя Юрия Тынянова. На эскизе были все обязательные элементы: название страны и год выпуска. Однако, когда марка была отпечатана, ни того, ни другого на ней ни оказалось. За свою промашку издательству пришлось заплатить приличный штраф, зато серия разошлась среди филателистов мгновенно.

Владимир Садовников рассказывает о другой марке, ставшей самой дорогой в Советском Союзе, — это миниатюра с изображением летчика Сигизмунда Леваневского.

— Тогда, в далеком 1935 году, в тираж вышла серия марок, посвященная Героям Советского Союза при жизни. Среди них был и Леваневский, — объясняет филателист. — А в 1937 году летчик совершил свой последний полет из Москвы через Северный полюс в США и пропал без вести. Марка с его портретом после этого стала чуть ли не бесценной.

Филателия, существующая уже почти 200 лет, — сегодня это не только приятное увлечение, но и большой бизнес. Марки — те же деньги. К развитию этого бизнеса людей во всем мире подстегивают периодически и сами государства. Россия не исключение.

— Хотя бы раз в год на Госзнаке выпускают уникальную марку, — объясняет Илюхин. — В печати такой марки используют уникальные способы печати, драгоценные металлы и даже голографию. Один из способов уникальной печати — глубокая — это когда на марке чувствуется рельеф краски, как на денежной купюре. А тиражи таких выпусков обычно ограничены 10–50 экземплярами.

К гадалке не ходи, стоимость такой марки подскочит еще до ее появления в свет. К тому же не стоит забывать и об аукционах, где филателисты только и делают, что набивают этим красивым кусочкам бумаги цену.э

Наталья Баженова. Московский Комсомолец

1020


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95