Они простаивают километровые очереди в многочисленных кастингах, тратят безумные деньги на портфолио, вместо того чтобы прочитать сказку на ночь.
Но не лишают ли они этими тщеславными шагами своих отпрысков детства? Многие ли дети способны пройти испытание славой? Разобраться в этом нелегком вопросе помогал бессменный рулевой детского киножурнала «Ералаш» Борис ГРАЧЕВСКИЙ.
Порой родители готовы на все, лишь бы их любимое чадо взяли в кино (на телевидение, в рекламу — список можно продолжить).
Известны случаи, когда родители будущих кинозвезд участвовали в их становлении с самого детства. Так, например, мама Миллы Йовович, тоже актриса — Галина Логинова, с юных лет водила дочь на съемки в рекламные проекты — чтобы девочка привыкла к свету софитов, к миру шоу-бизнеса. И не зря. Теперь Йовович — голливудская звезда.
Борис ГРАЧЕВСКИЙ: «На самом деле ничего плохого в этом нет. Я считаю, что в семье ребенок в первую очередь должен расти в любви. Прекрасно, когда родители заботятся о своем чаде. Всем же хочется, чтобы их ребенок стал великим, знаменитым. Мой сын, например, добился успехов в бизнесе. Мне приятно. Но бывают другие истории. Вот вам недавний случай. Папа привел к нам ребенка. На коленях умолял посмотреть его. Я спросил отца, знает ли ребенок, куда и зачем пришел. Тот в ответ: „А я ему не говорил!“ Я к мальчику: мол, знаешь ли, что такое „Ералаш?“ Тот кивнул. Тогда я продолжил расспросы: „А тебе это интересно? Хочешь в кино сниматься?“ — „
Как показывает история, не каждый талантливый ребенок становится талантливым взрослым. А ребенок, в детстве познавший вкус славы, порой готовый клиент психиатрической больницы. Выйдя из подросткового возраста, многие бывшие звезды оказались никому не нужными.
Борис: «Жизнь вообще штука жестокая. Мне часто задают вопрос: что делать с ребенком, которого не взяли сниматься? Дескать, у него может быть нервный срыв. А я отвечаю, что так вообще устроена жизнь, не важно — взрослый ты или маленький. Просыпаешься утром —
Понятно, что после удачного дебюта у многих детей происходит переоценка ценностей, меняются приоритеты.
Некоторые считают, что теперь они находятся в центре внимания миллионов. О них пишут, их снимают, с ними делают интервью. И у маленьких артистов начинается абсолютно взрослая звездная болезнь. Певице Бритни Спирс с детства прочили долгую и безбедную жизнь на вершине музыкального олимпа. Про ее сегодняшние срывы мы каждый день читаем в таблоидах и ужасаемся, во что превратилась эта милая девчушка. Вообще на этот счет американские социологи приводят не очень оптимистичные цифры. Более сорока процентов бывших знаменитых детей имеют алкогольную или наркотическую зависимость. Хотя опять же почему неоптимистичные? Ведь
Борис: «Мы у себя в «Ералаше» боремся со звездами. Наш актер может звездить — например в школе, но и там ему за это влетит как следует. Практика показывает: как только артист начинает звездить — сразу плохо играет. И ничего с этим не поделаешь. Приходится делать серьезное замечание. Наедине. Я его забираю к себе в кабинет и там «даю по шее», как следует отчитываю: «Ты подвел меня, коллектив». Так
Собственно говоря, «Ералаш» — это вообще отдельная история. В том смысле, что здесь привыкли иметь дело только с маленькими звездами.
Борис: «Мы изучаем психику детей, работающих в кино. Нам ведь тоже надо понимать, где у него тормоз, а где педаль газа. Разные дети — разные системы. Иногда говоришь юному актеру: «Ты же хочешь сегодня успеть к кино? Тогда надо быстро сыграть — и пойдешь». И он сразу концентрируется и с ходу играет свой кусок. Другому предлагаешь, к примеру, жвачку малиновую. Очень важно, чтобы режиссер добился от ребенка результата. Хотя в этом плане у нас есть жесткий уговор: мы никогда не переступаем грани дозволенного, так как это потом может отразиться на психике ребенка. Мы пытаемся впустить ребенка в нашу киносемью: вместе едим, делимся новостями. И юный актер понимает, что он — член коллектива. Не хочется вспоминать, как один известный режиссер, чтобы добиться истерики у ребенка, оторвал голову живому попугаю, подаренному им же в самом начале съемок. Для меня это страшно. Я бы убил такого режиссера сразу.
У нас был случай, когда наши приехали после работы, а ребенка нет. Забыли на площадке. Нормально? Сели и уехали. Утром режиссер был уволен. Вообще артист должен чувствовать себя комфортно. Артист играет душой«.
ДОМИКИ ИЗ ПЕСКА
Борис: «А мы своих детей не сильно и загружаем. Все репетиции проходят после школы. Занятия отменяются только на момент съемки. А она бывает максимум три дня. Он, конечно, может прогуливать школу и обманывать, что у него съемки, но, как правило, такие номера не проходят. Эти персонажи сразу получают по носу. А самое главное, и они это прекрасно знают, — завтра тебя могут не позвать! У нас взаимоотношения с ними — как со взрослыми людьми, несмотря на их небольшой возраст. С одной стороны, это так странно, а с другой — они же на работу пришли. Они получают приличную зарплату. Суммы варьируются. Сегодня за главную роль платят
Когда детский возраст заканчивается, у ребенка возникает
Борис: «И это тоже хорошо. Я иногда в шутку говорю: «А зачем нам их так много?» У артиста все должно быть вместе: удача, талант, успех. Есть грандиозные артисты, но им не повезло. Хорошо еще, что узнают, а ведь могут и не узнавать.
Надо, чтобы и фильм был такой, чтобы вся страна ахнула. Тогда будет все в порядке. Вот посмотрел «Искупление» с Кирой Найтли. Потрясающе! Мудрое кино с роскошным финалом. Ей 22 года, у нее 20 ролей, семь из которых — главные. Судьба! Наши актеры заканчивают сниматься в
Наташа Ионова тоже подалась на эстраду.
Я раньше думал, что могу увидеть, что из ребенка получится. А сейчас понимаю, что по дороге человек может все растерять. И еще я заметил одну вещь. Отличник ничего не может добиться. Гении — они все «перекошенные». Они непростые дети, но я их люблю. Это здорово — дать ребенку возможность в этой жизни проявить себя«.
Конечно, замечательно, когда ваше чадо с раннего детства знает, что такое успех и слава. Прекрасно, когда он поет или танцует и ему аплодируют тысячные залы. Главное, чтобы ему это было интересно. Чтобы это были не родительские амбиции,
Ольга Силина, детский психолог:
«С одной стороны, дети, ставшие популярными, достаточно уверены в себе и раскрепощены. При благоприятных обстоятельствах успех для них становится показателем любви взрослых. Но с другой стороны, такие дети, скорее всего, пропускают значимый для их возраста этап развития: для дошкольников это игры, для младших школьников — учеба, для подростков — общение. Ранняя популярность часто приводит к тому, что дети чувствуют себя „не в своем возрасте“, говорят о себе с усталостью. Многие дети сталкиваются с сильным разочарованием: зачастую карьерные ожидания детей-актеров и детей-моделей не оправдываются. К тому же в этой сфере сильно развита конкуренция: дети могут стать агрессивными по отношению к сверстникам, так и не научившись находить с ними общий язык. Как правило, родители приводят детей на съемочную площадку или на подиум