Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Историки и истерики

О необходимости правовой защиты исторической правды

Как стало известно, на рассмотрение Государственной Думы Федерального собрания РФ представлен законопроект, предусматривающий уголовную ответственность за оправдание нацизма. Согласно проекту закона, представленному председателем Комитета по безопасности и противодействию коррупции Ириной Яровой, отрицание вынесенного Международным военным трибуналом (Нюрнбергским трибуналом) приговора, а равно отрицание либо распространение ложных сведений о деятельности армий стран антигитлеровской коалиции по поддержанию международного мира и безопасности во время Второй мировой войны подлежит уголовному наказанию в виде штрафа и заключения до трёх лет. Аналогичные деяния, предпринимаемые с использованием СМИ, повлекут за собой наказание сроком до пяти лет.

Неудивительно, что информация всего лишь о возможности законодательных изменений подобного рода повергла некоторые слои реабилитателей нацизма в России в состояние, близкое к истерике. Заметим, закон ещё не принят, однако уже сейчас в адрес Ирины Яровой и всего депутатского корпуса слышится шквал обвинений в тоталитарной цензуре и зажиме творческого самовыражения. Не будем цитировать возмущённые отклики «вольных толкователей истории», которые по странному совпадению предпочитают в упор не замечать, например, скандальный немецкий фильм «Наши матери, наши отцы», представляющий немецко-фашистских захватчиков в принципе неплохими парнями, честно выполнявшими приказ, в отличие от советских солдат и советского народа — бессовестного быдла, неизвестно с чего посмевшего нагло сопротивляться цивилизованным «освободителям». После этого уже не приходится удивляться, например, людям, призывающим около входа на центральные станции Московского метрополитена изучать «Майн Кампф» «освободителя» Гитлера или записи в блоге суперлиберальной журналистки, именующей федеральное воинское захоронение «кладбищем домашних животных».

Согласимся, в нынешней ситуации абсолютной свободы, переходящей во вседозволенность, нельзя было исключить, что и российские федеральные каналы в конце концов продемонстрировали бы отечественному телезрителю дублированную на русский язык версию этой пусть и «мягкой», но оттого отнюдь не менее откровенной пронацистской пропаганды.

К такого рода ревизионистским попыткам относятся и попытки отрицания не только зверств нацистов на территории бывшего СССР и, скажем, холокоста в отношении еврейского народа, но и геноцида армян — первого массового уничтожения группы людей в XX веке. Безнаказанностью авторов этого злодеяния, за небольшим исключением, как раз и вдохновлялись нацистские преступники. Фраза: «Кто помнит сейчас о геноциде армян?» — как раз и получила хождение во время массовых преступлений, совершаемых нацистами против евреев и иных народов во время Второй мировой войны.

Согласно Конвенции ООН о предупреждении преступления геноцида, принятой 9 декабря 1948 года, под геноцидом понимаются действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую. Также, согласно определению Исраэля Чарни, редактора двухтомной «Энциклопедии геноцида», являющегося признанным знатоком этой темы, «геноцид в широком смысле является массовым убийством значительного числа людей не в ходе боевых действий одних вооружённых сил против других, а в условиях беззащитности и беспомощности жертв».

Здесь отметим, что сам термин «геноцид» был предложен в 1944 году польским юристом профессором Рафаэлем Лемкином, чья семья стала жертвой холокоста. И именно уничтожение армянского населения Османской империи было крупномасштабным преступлением, которое доктор Лемкин подразумевал в качестве реальной основы предложенного им определения и которое содержало состав будущего преступления геноцида. Этимология термина «геноцид» заключается в сочетании греческого слова «genos» — род, племя — и латинского «caedere» — убивать. В дальнейшем Международный Нюрнбергский трибунал осудил бывших руководителей нацистской Германии в преступлениях против человечества, включив в приговор понятие «геноцид» как описание содеянного фашистами.

Поэтому, исходя в том числе и из принципа, что нужно отталкиваться от истоков (тем более, что это и исторически правильно, и юридически обоснованно), следует упомянуть в предлагаемом законопроекте, наряду с иными преступлениями, также и армян. Истинные суть и смысл этого первого масштабного злодеяния в XX веке нашли адекватную правовую оценку именно в термине «геноцид», закреплённом в решениях органов власти различного уровня в двадцати с лишним странах мира (и в том числе и в Российской империи, а позже — в Российской Федерации). Первая международная реакция на данное злодеяние была выражена по предложению именно России в совместном заявлении России, Франции и Великобритании в мае 1915 года, где зверства против армянского народа были определены как «новые преступления против человечества и цивилизации». Стороны соглашались, что турецкое правительство должно быть наказано за совершение преступления.

В дальнейшем многочисленные факты уничтожения армянского населения на территории Османской империи и «новой», кемалистской Турции нашли своё отражение в постановлении Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации от 14 апреля 1995 года. Так, в тексте отмечается:

«Государственная Дума Федерального собрания Российской Федерации, основываясь на неопровержимых исторических фактах, свидетельствующих об истреблении армян на территории Западной Армении в 1915—1922 гг., следуя духу и букве принятых Организацией Объединённых Наций Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него (9 декабря 1948 г.) и Конвенции о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества (26 ноября 1968 г.), стремясь к возрождению гуманистических традиций Российского государства, напоминая, что по инициативе России великие европейские державы ещё в 1915 году квалифицировали действия Турецкой империи в отношении армянского народа как „преступление против человечества“, отмечая, что физическое уничтожение братского армянского народа на его исторической родине было совершено в целях создания условий для разрушения России, осуждает организаторов уничтожения армян в 1915—1922 гг., выражает своё сочувствие армянскому народу и рассматривает 24 апреля как день памяти жертв геноцида».

Здесь надо отметить, что преступления против армян были зафиксированы также и в выводах и оценках, содержавшихся в материалах судебного процесса, начавшегося в 1919 году в самой Турции, потерпевшей, как и Германия, поражение по итогам Первой мировой войны.

8 марта 1919 года согласно специальному указу султана Мехмеда VI Вахидеддина (1918—1922 гг.) судебное дело лидеров партии младотурок и министров было передано на рассмотрение чрезвычайного военного трибунала в Константинополе. В 1919 году везирь Дамад Ферид паша также осудил преступную программу, реализованную младотурецким правительством. Судебный процесс начался 27 апреля 1919 года в тогдашней столице страны и с перерывами продолжился до 26 июня (13 заседаний). В течение судебных следствий были осуждены заочно 11 и присутствующих 20 государственных и партийных высокопоставленных лиц.

Приговор осуждённых по делу младотурок был опубликован 5 июля 1919 года. Четыре преступника — министр внутренних дел, председатель центрального комитета партии младотурок и великий везирь (1917–1918) Талаат-паша, военный министр Энвер-паша, главнокомандующий 4-й армией в Сирии в годы Первой мировой войны Джемаль паша, член преступной организации «Тешкилат-и Махсусэ», создававшейся специально для убийств армян и представителей других «неугодных» народов министр образования доктор Назим были заочно приговорены к смерти. Большинство из остальных 27 обвиняемых были приговорены к лишению свободы. Однако после прихода в Турции к власти Мустафы Кемаль-паши, взявшего потом себе имя Ататюрк, все эти наказания практически сошли на нет. И делалось это потому, что Мустафа Кемаль сам принимал активное участие в уничтожении армянского и греческого населения Османской империи.

Так, после Мудросского перемирия в Киликию начали возвращаться выжившие после погромов и депортаций армяне, привлечённые обещаниями союзников оказать помощь в создании армянской автономии.

10 августа 1920 года между султанским правительством Турции и победившими в войне союзниками был подписан Севрский договор, согласно которому Армения должна была получить значительную часть Ванского, Эрзрумского и Битлисского вилайетов, а также часть Трапезундского вилайета вместе с одноимённым портом. Однако договор этот остался на бумаге, в сентябре 1920 года начали военные действия против Армении. Война закончилась поражением Республики Армения и сдачей туркам Карсской области и Сурмалинского уезда.

В сентябре 1922 года турецкие войска по приказу Ататюрка вошли в Смирну (Измир). В результате семидневной резни погибли около 100 000 человек.

И то, что об этих (и многих других) общеизвестных фактах предпочитают не вспоминать в Турции (хотя и там ситуация постепенно меняется), вовсе не означает, что об этом, прикрываясь ссылками на «свободу дискуссий», должны забывать поклонники «османского духа» либо же «арийской расы».

Политика нынешнего премьер-министра Турции Эрдогана отойти от культа личности Ататюрка и кемалистов, возводящих своего кумира в разряд святых, привела к тем беспорядкам, которые начались в Стамбуле 1 июня 2013 года и продолжаются до сих пор.

И в этом контексте вызывает по меньшей мере недоумение (учитывая официальную позицию как Российской Федерации, так и иных стран мира) факт геноцида армян, выступление 11 июня на телеканале «Культура» в передаче «Власть факта» профессора М. С. Мейера. На вопрос ведущего: «Почему такой мощной, мощно табуированной является тема геноцида армян?» — господин Мейер отвечает буквально следующее:

Как стало известно, на рассмотрение Государственной Думы Федерального собрания РФ представлен законопроект, предусматривающий уголовную ответственность за оправдание нацизма. Согласно проекту закона, представленному председателем Комитета по безопасности и противодействию коррупции Ириной Яровой, отрицание вынесенного Международным военным трибуналом (Нюрнбергским трибуналом) приговора, а равно отрицание либо распространение ложных сведений о деятельности армий стран антигитлеровской коалиции по поддержанию международного мира и безопасности во время Второй мировой войны подлежит уголовному наказанию в виде штрафа и заключения до трёх лет. Аналогичные деяния, предпринимаемые с использованием СМИ, повлекут за собой наказание сроком до пяти лет.

Неудивительно, что информация всего лишь о возможности законодательных изменений подобного рода повергла некоторые слои реабилитателей нацизма в России в состояние, близкое к истерике. Заметим, закон ещё не принят, однако уже сейчас в адрес Ирины Яровой и всего депутатского корпуса слышится шквал обвинений в тоталитарной цензуре и зажиме творческого самовыражения. Не будем цитировать возмущённые отклики «вольных толкователей истории», которые по странному совпадению предпочитают в упор не замечать, например, скандальный немецкий фильм «Наши матери, наши отцы», представляющий немецко-фашистских захватчиков в принципе неплохими парнями, честно выполнявшими приказ, в отличие от советских солдат и советского народа — бессовестного быдла, неизвестно с чего посмевшего нагло сопротивляться цивилизованным «освободителям». После этого уже не приходится удивляться, например, людям, призывающим около входа на центральные станции Московского метрополитена изучать «Майн Кампф» «освободителя» Гитлера или записи в блоге суперлиберальной журналистки, именующей федеральное воинское захоронение «кладбищем домашних животных».

Согласимся, в нынешней ситуации абсолютной свободы, переходящей во вседозволенность, нельзя было исключить, что и российские федеральные каналы в конце концов продемонстрировали бы отечественному телезрителю дублированную на русский язык версию этой пусть и «мягкой», но оттого отнюдь не менее откровенной пронацистской пропаганды.

К такого рода ревизионистским попыткам относятся и попытки отрицания не только зверств нацистов на территории бывшего СССР и, скажем, холокоста в отношении еврейского народа, но и геноцида армян — первого массового уничтожения группы людей в XX веке. Безнаказанностью авторов этого злодеяния, за небольшим исключением, как раз и вдохновлялись нацистские преступники. Фраза: «Кто помнит сейчас о геноциде армян?» — как раз и получила хождение во время массовых преступлений, совершаемых нацистами против евреев и иных народов во время Второй мировой войны.

Согласно Конвенции ООН о предупреждении преступления геноцида, принятой 9 декабря 1948 года, под геноцидом понимаются действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую. Также, согласно определению Исраэля Чарни, редактора двухтомной «Энциклопедии геноцида», являющегося признанным знатоком этой темы, «геноцид в широком смысле является массовым убийством значительного числа людей не в ходе боевых действий одних вооружённых сил против других, а в условиях беззащитности и беспомощности жертв».

Здесь отметим, что сам термин «геноцид» был предложен в 1944 году польским юристом профессором Рафаэлем Лемкином, чья семья стала жертвой холокоста. И именно уничтожение армянского населения Османской империи было крупномасштабным преступлением, которое доктор Лемкин подразумевал в качестве реальной основы предложенного им определения и которое содержало состав будущего преступления геноцида. Этимология термина «геноцид» заключается в сочетании греческого слова «genos» — род, племя — и латинского «caedere» — убивать. В дальнейшем Международный Нюрнбергский трибунал осудил бывших руководителей нацистской Германии в преступлениях против человечества, включив в приговор понятие «геноцид» как описание содеянного фашистами.

Поэтому, исходя в том числе и из принципа, что нужно отталкиваться от истоков (тем более, что это и исторически правильно, и юридически обоснованно), следует упомянуть в предлагаемом законопроекте, наряду с иными преступлениями, также и армян. Истинные суть и смысл этого первого масштабного злодеяния в XX веке нашли адекватную правовую оценку именно в термине «геноцид», закреплённом в решениях органов власти различного уровня в двадцати с лишним странах мира (и в том числе и в Российской империи, а позже — в Российской Федерации). Первая международная реакция на данное злодеяние была выражена по предложению именно России в совместном заявлении России, Франции и Великобритании в мае 1915 года, где зверства против армянского народа были определены как «новые преступления против человечества и цивилизации». Стороны соглашались, что турецкое правительство должно быть наказано за совершение преступления.

В дальнейшем многочисленные факты уничтожения армянского населения на территории Османской империи и «новой», кемалистской Турции нашли своё отражение в постановлении Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации от 14 апреля 1995 года. Так, в тексте отмечается:

«Государственная Дума Федерального собрания Российской Федерации, основываясь на неопровержимых исторических фактах, свидетельствующих об истреблении армян на территории Западной Армении в 1915—1922 гг., следуя духу и букве принятых Организацией Объединённых Наций Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него (9 декабря 1948 г.) и Конвенции о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества (26 ноября 1968 г.), стремясь к возрождению гуманистических традиций Российского государства, напоминая, что по инициативе России великие европейские державы ещё в 1915 году квалифицировали действия Турецкой империи в отношении армянского народа как „преступление против человечества“, отмечая, что физическое уничтожение братского армянского народа на его исторической родине было совершено в целях создания условий для разрушения России, осуждает организаторов уничтожения армян в 1915—1922 гг., выражает своё сочувствие армянскому народу и рассматривает 24 апреля как день памяти жертв геноцида».

Здесь надо отметить, что преступления против армян были зафиксированы также и в выводах и оценках, содержавшихся в материалах судебного процесса, начавшегося в 1919 году в самой Турции, потерпевшей, как и Германия, поражение по итогам Первой мировой войны.

8 марта 1919 года согласно специальному указу султана Мехмеда VI Вахидеддина (1918—1922 гг.) судебное дело лидеров партии младотурок и министров было передано на рассмотрение чрезвычайного военного трибунала в Константинополе. В 1919 году везирь Дамад Ферид паша также осудил преступную программу, реализованную младотурецким правительством. Судебный процесс начался 27 апреля 1919 года в тогдашней столице страны и с перерывами продолжился до 26 июня (13 заседаний). В течение судебных следствий были осуждены заочно 11 и присутствующих 20 государственных и партийных высокопоставленных лиц.

Приговор осуждённых по делу младотурок был опубликован 5 июля 1919 года. Четыре преступника — министр внутренних дел, председатель центрального комитета партии младотурок и великий везирь (1917–1918) Талаат-паша, военный министр Энвер-паша, главнокомандующий 4-й армией в Сирии в годы Первой мировой войны Джемаль паша, член преступной организации «Тешкилат-и Махсусэ», создававшейся специально для убийств армян и представителей других «неугодных» народов министр образования доктор Назим были заочно приговорены к смерти. Большинство из остальных 27 обвиняемых были приговорены к лишению свободы. Однако после прихода в Турции к власти Мустафы Кемаль-паши, взявшего потом себе имя Ататюрк, все эти наказания практически сошли на нет. И делалось это потому, что Мустафа Кемаль сам принимал активное участие в уничтожении армянского и греческого населения Османской империи.

Так, после Мудросского перемирия в Киликию начали возвращаться выжившие после погромов и депортаций армяне, привлечённые обещаниями союзников оказать помощь в создании армянской автономии.

10 августа 1920 года между султанским правительством Турции и победившими в войне союзниками был подписан Севрский договор, согласно которому Армения должна была получить значительную часть Ванского, Эрзрумского и Битлисского вилайетов, а также часть Трапезундского вилайета вместе с одноимённым портом. Однако договор этот остался на бумаге, в сентябре 1920 года начали военные действия против Армении. Война закончилась поражением Республики Армения и сдачей туркам Карсской области и Сурмалинского уезда.

В сентябре 1922 года турецкие войска по приказу Ататюрка вошли в Смирну (Измир). В результате семидневной резни погибли около 100 000 человек.

И то, что об этих (и многих других) общеизвестных фактах предпочитают не вспоминать в Турции (хотя и там ситуация постепенно меняется), вовсе не означает, что об этом, прикрываясь ссылками на «свободу дискуссий», должны забывать поклонники «османского духа» либо же «арийской расы».

Политика нынешнего премьер-министра Турции Эрдогана отойти от культа личности Ататюрка и кемалистов, возводящих своего кумира в разряд святых, привела к тем беспорядкам, которые начались в Стамбуле 1 июня 2013 года и продолжаются до сих пор.

И в этом контексте вызывает по меньшей мере недоумение (учитывая официальную позицию как Российской Федерации, так и иных стран мира) факт геноцида армян, выступление 11 июня на телеканале «Культура» в передаче «Власть факта» профессора М. С. Мейера. На вопрос ведущего: «Почему такой мощной, мощно табуированной является тема геноцида армян?» — господин Мейер отвечает буквально следующее:

874


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95