«Кино без бюджета. Бунтарь без экипажа» – так называется книга Роберта Родригеса, снявшего фильм «Музыкант» за 7000$. Достаточно прочитать ее, чтобы ответить на вопрос, как снимать кино без затрат.
Также можно посмотреть мощные мастер-классы великих режиссёров: Дэвид Линч, Спайк Ли, Мартин Скорсезе, Вернер Херцог сняли себя в рамках одноименного проекта — «Мастер-Класс».
Сложно выделить что-то одно из того, что советовали те или иные мастера. Конечно, надо видеть важное самому и получать ощущения.
Ощущения, будто Вы находитесь в Древней Греции и некий философ среди античных и священных руин делится своими знаниями.
Взять хотя бы Мартина Скорсезе, который говорит, что приобрести понимание, как снимать фильмы, ему помогла церковь. Казалось бы, какая тут связь и какое это отношение имеет к кинематографу?
Да прямое!
Начиная от чисто технического аспекта: света, цвета, визуала в целом, эмоционального состояния, которое хранится в этом свете (ведь свет — почти самое важное в технике кино), и заканчивая философскими мыслями, про священнодействие, ритуализацию и религиозность, которые так тесно сопряжены с процессом создания фильмов. Скорсезе подмечает, что вера и съёмки фильмов ничем по серьёзности своей не отличаются.
И мы видим, как это сквозной линией проносится через всю фильмографию Мартина Скорсезе.
Так же важно знать, что те, кто хочет посмотреть мастер-класс и автоматически всему научиться, могут даже не тратить на это время.
Все режиссёры говорят про бессмысленность этих мастер-классов, потому что ничему человек не научится, если от теории не перейдёт к практике. Ведь эти режиссёры сами ничему не учились. Они брали в руки камеры и творили.
Тем не менее, они также отмечают, что у них такой возможности не было, а значит судить так радикально тоже не имеет смысла. В конце концов, говорит Вернер Херцог, если этот мастер-класс поможет хотя бы одному человеку, то его следовало сделать.
Как дешево снимать.
Спайк Ли, один из лидеров независимого кинематографа, говорит о том, что снимать изначально надо дёшево. Забыть про толстосумов, рассчитывать на малый бюджет, и тогда вы точно будете выбирать необходимое. Помимо прочего, малый бюджет поможет развивать вашу фантазию и уровень КПД.
Когда очередная проблема встанет перед Вами, Вы будете исхищряться, чтобы её решить без ущерба для кошелька. Это закаляет. Если уж проблемы получится решить при бюджете в 7000$, то какая будет польза от такого же режиссёра с бюджетом в один миллион или более?
Тот же Мартин Скорсезе переходит к более конкретным советам: снимать в одних локациях разные сцены так, чтобы создавалось впечатление разных мест.
Он рассказывал, как снимал в «Таксисте» несколько комнат, которые якобы находятся в разных местах Нью-Йорка — на самом деле они располагались в одном здании. Это позволило ему сэкономить деньги на аренде и время на поиске нескольких других квартир. Да даже одно и то же место под разным ракурсом может выглядеть иначе.
Второй очень дельный совет, который экономит время, а значит и деньги — лично узнавать и исследовать локацию съёмок, до съёмки. Это хорошо, надо сказать, не только исходя из экономии бюджета. Под словами «лично узнавать», имеется в виду именно присутствие самого режиссёра на локации. Ни в коем случае нельзя доверять фотографиям и рассказам очевидцев и разных советчиков.
Про это же говорит и великий немецкий режиссёр Вернер Херцог.
Помимо прочего, он добавляет, что лучше всего всегда придерживаться бюджета, стараться сэкономить на всём, кроме идеи. Отвечать за каждую платную мелочь. Всё, что имеет цену, должен учитывать режиссёр. Когда ему нужны были дюжина верблюдов, он сначала точно узнал, сколько будет стоить один такой верблюд и на сколько часов понадобится аренда, прежде чем подошёл поговорить об этом с продюсером.
Другой существенно важный совет: как можно сильнее сокращать количество дней съёмок и размер бригады. Тут, думаю, очевидно.
Так, например, Роберт Родригес был монтажёром, композитором, продюсером, оператором и режиссёром своего первого фильма, что позволило ему сэкономить на команде.
Один съёмочный день — это большие деньги, а если в этот день работают десятки людей, то эти деньги увеличиваются с каждым новым человеком. Гонорар, питание, непредвиденные расходы, техника, перевозка декораций, артистов, грим, переработка и так далее...
Ещё один дельный совет — снимать одним дублем, чтобы экономить время. Тогда количество съёмочных дней однозначно сократится. Хотя это и не всегда возможно, особенно если не было серьёзных репетиций до этого самого дубля.
И главное: делать только возможное. Конечно, можно удариться в демагогию и говорить, мол, надо задирать планку, надо делать невозможное, двигать горы, однако в первую очередь нужно понимать: искусство искусством, но кино стоит больших денег, наверно, самых больших в сравнении с театром, живописью, музыкой или скульптурами. И самое важное, что это деньги, которые должны окупиться.
Разумеется, настоящего художника, голодному до самореализации, не должен волновать этот вопрос, но иметь это в виду во время распределения бюджета он обязан.
Но самый главный совет можно выразить словами Роберта Родригеса
Хватит вдохновляться – идите и снимайте кино!
Сергей Брыляков