Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Как искать выгоду, чтобы ее найти

(пошаговая инструкция на живом примере)

Я часто задаю вопросы про выгоду. Например:

— Какую выгоду ты получаешь от этой ситуации или болезни?

— Почему тебе выгодно это делать или НЕ делать?

— Что хорошего (выгодного) ты получаешь от этой повторяющейся ситуации?

По большому счету, вопрос о выгоде — один из важнейший в псилогии и психотерапии. Но понять его непросто. Совсем непросто. Потому что необходимо развернуться на 180 градусов и признаться себе, что в ситуации, которую ты до сих пор считал кошмарной, безобразной, немыслимой и т.д. есть плюсы, которые ты неосознанно получаешь. То есть вытащить информацию о выгоде из подсознания на сознательный выбор. Если учесть, что она обычно сопротивляется вытаскиванию, то, согласитесь, это не так просто:)))

Что дает знание выгоды?

Во-первых, оно позволяет, наконец, понять, почему ситуации, которые меня не устраивают, все время повторяются. Например, я все время теряю деньги. Или я все время нахожу себе в спутники жизни мужчин-алкоголиков, или мужчин-альфонсов. Или я все время начинаю новое дело и с треском его… не заканчиваю. Разумеется, можно сказать, что мне просто не везет. А можно и задуматься: все-таки почему из раза в раз со мной происходят одни и те же ситуации, отличаясь лишь временем и лишь небольшим детальным разнообразием?…

Во-вторых, оно позволяет увидеть ситуацию целиком. То есть не только минусы — ведь речь идет именно о ситуациях с негативным оттенком — но и плюсы.

В-третьих, оно позволяет сделать выводы и выбрать верное направление дальнейших действий. Причем, именно действий, а не топтания на месте. Потому что повторяющиеся ситуации обычно показывают человеку, что он никак не может получить необходимый урок и сдвинуться с места, а пора бы уже!

Чтобы максимально подробно показать получение выгоды, я приведу пример моей хорошей знакомой с покупкой обуви и дальнейших действий со стороны хозяйки очередной обновы.

Живой пример

Итак, за последние два года почти каждая покупка обуви — особенно летней — заканчивалась одним и тем же — настойчивым желанием вернуть пару обратно. Причем, уже на следующее утро после покупки она не могла понять, почему не увидела этих достаточно твердых для ее нежной кожи мест на туфлях? Почему не просчитала, что они обязательно будут натирать, причем, натирать ровно столько, пока пара не выйдет из моды или не износится — то есть до ее естественной кончины? Почему не подумала, как будет вести себя обувь, если в ней ходить чаще, чем один раз в месяц? Почему не подумала о размере, цвете и т.д.?

Зато она очень хорошо помнила, что каждый раз интересовалась гарантийным сроком и возможностью вернуть, «если что». Причем, возврат по гарантии связан, как вы знаете, с рядом формальностей и далеко не всегда его можно осуществить. Стоит надеть обувь хотя бы раз и легкие царапинки не позволят отдать ее в магазин — «Уже ношенная обувь. Не берем!» К этому добавляются лишние поездки в магазин, потеря времени, разговоры с людьми, которые могут отказаться вернуть или обменять.

Спрашивается: для чего моей знакомой все это нужно? Неужели при выборе пары так трудно подумать, подойдет ли она, повнимательнее посмотреть, взять с собой консультанта, в конце концов, если уж сама не разбирается в обуви? Ведь такой способ окажется в итоге менее затратным…

Но, как говорится, наша героиня легких путей не ищет! И вот куплена очередная пара. И очередное утро оказывается пасмурным, потому что она понимает, что снова нужно ехать в магазин и менять вчерашнюю обувь, либо требовать за нее деньги… Тут как раз мы с ней пересеклись и стали думать, почему все происходит именно так. Начали с эмоций.

Выгода начинается с эмоций

Это те вопросы, которые вам предстоит задать самой себе, чтобы выйти из ситуации и замкнутого круга. Это как раз те вопросы, на которые предстояло ответить моей знакомой.

— Какие эмоции ты испытываешь, когда покупаешь?

— Какие эмоции ты испытываешь, когда приходишь возвращать обувь?

— Что ты говоришь людям при возврате и при покупке?

— Какие эмоции ты испытываешь, если обувь удалось вернуть и какие, если ее не взяли обратно?

Постепенно начала вырисовываться картина. Каждый раз, покупая обувь, она делала это «с закрытыми глазами», то есть исключительно руководствуясь «Ой, какая симпатичная пара!». Аргументы в выборе именно этой модели всплывали лишь частично, гасясь бурным эмоциональным фоном. Неудивительно, что разочарование приходило быстро. Ведь эмоции недолговечны, а логика или мощная интуитивная поддержка, на которых бы строился выбор, отсутствовали.

Просыпаясь и принимая решение о возврате пары, она начинала чувствовать облегчение. Знаете какое? «Они обязаны поменять мне обувь. Ведь это они отвечают за нее.» Можно продолжить логику этой реплики: «Ведь я ни за что не отвечаю. Даже за свой выбор».

И вот наша героиня приезжает в магазин, чтобы доказать, что она права, а они нет. Именно свою правоту она чувствует при этом. Какие слова произносятся? Вспоминайте их, они очень важны для понимания выгоды. Именно они позволят вытащить на сознательный уровень подсознательную выгоду.

— У меня такие больные ноги! Я никак не могу подобрать обувь! Прямо замучилась с этими ногами! Вы только посмотрите на них — эти косточки! И не знаю, что с ними делать!

Мы уже сейчас можем увидеть две явные выгоды. Давайте их сразу достанем:

— желание ни за что не отвечать, даже за свой выбор обуви;

— желание пожалиться о больных ногах и, скорее всего, нежелание что-либо делать со своей болезнью — продолжение выгоды выяснится дальше.

Если обувь удавалось вернуть, то возникало сначало чувство удовлетворенности — я это сделала! А потом приходило осознание, что снова придется выбирать обувь… И тут мы снова наблюдаем выгоду: желание избавиться от ответственности, потому что выбирать — это свое рода труд, нужно отвечать за свой выбор, нужно думать и принимать решение. А ведь это непросто.

Разумеется, мы рассматриваем поиск выгоды в миниатюрной ситуации — покупка обуви. Речь не идет о тысячах долларов. Но те же механизмы могут сработать и в других ситуациях. Цена значения не имеет.

Так что же наша героиня? Как она чувствует себя, если обувь НЕ удалось вернуть в магазин? С одной стороны обиду и личное оскорбление — да как они могли так со мной поступить! А с другой стороны… успокоение. «Теперь не придется бегать по магазинам, выбирать обувь, достойную моих больных ножек! А ведь с выбором ВСЕГДА можно ошибиться…» Зато придется приспосабливать эту обувь к ноге. А значит, всегда будет повод пожаловаться на больные ноги.

Ножная метафизика или глубокое копание

Давайте пойдем чуть дальше и поищем выгоду на более глубоких уровнях подсознания. Для этого нам может потребоваться знание метафизики (если кто не склонен обращать внимание на такое понятие, считайте, что это психология:))), что ноги отвечают за движение вперед. Поэтому любые проблемы с ногами свидетельствуют о страхе или нежелании, или отсутствии мотивации в движении вперед. Причем, движение можно рассматривать в самых различных областях — профессия, взаимоотношения с близкими, здоровье и т.д.

С нашей героиней мы решили проанализировать все области. И пришли к выводу, что самый большой застой, из которого она никак не хотела выходить — профессиональный. Неплохой уровень зарплаты, достаточно комфортные отношения на работе, но при этом неудовлетворенность собой в профессиональном плане — а что дальше? Куда я иду? Зачем я иду? И если иду, то почему такими медленными шагами?

Что делать?

Как я уже говорила, последний вопрос при нахождении выгоды таков: и что делать теперь, когда я понял, в чем моя выгода? Самое интересное и приятное, что дальнейший процесс включается автоматически.:)) Когда мы понимаем, насколько выгодны нам были эти повторяющиеся ситуации, которые, на самом деле, приносили достаточно большое количество сложностей, неудобств, то возникает ощущение, что глаза открываются, а за спиной вырастают крылья. Пояляется очень ценное для дальнейших действий качество — намерение. Освобождается энергия, которая шла на удержание выгоды. И мы получаем мощный толчок. В нашем случае — толчок к движению вперед.

Наша героиня в течение двух дней пересмотрела свою работу, поняла, что нужно делать в ближайшее время — то есть тактические планы, и что делать в дальнейшем — то есть планы стратегические. И сразу приступила к первым шагам по достижению планов, на что, нужно отметить, долго не могла решиться.

Она начала искать рецепты для лечения ног. Благо этого добра в интернете много. Да и начали сыпаться рецепты от людей, с которыми она соприкасалась. Стали встречаться люди, которые также мучались с подобной проблемой и решили ее, либо знали людей, которым удалось ее решить.

Она поняла, что нужно больше двигаться. В самом прямом смысле. В ежедневной жизни должны быть километры и часы движения. Лучше на природе. Так что были намечены поездки и походы.

Да и с обувью она разобралась. Те туфли, которые она собиралась менять, оказались ей в пору. А на будущее она сделала несколько ценных выводов о том, как правильно покупать обувь, отвечая за сделанный выбор, а не пытаясь спихнуть ответственность на продавцов.

Именно так работает механизм поиска выгоды. Процесс поиска может немного болезненным. Ведь мы достаем из себя своих страхи, которые сидят достаточно глубоко. Учимся видеть себя целиком — не только достоинства, но и тщательно маскируемые от других и от себя недостатки. Но награда, которая ждет в конце, на мой взгляд, целиком окупает те неприятные ощущения, которые могут возникнуть. Не говоря уже о многих месяцах мытарств, связанных с выбором и возвратом обуви, как у нашей героини. А какие у вас повторяющиеся ситуации? Может быть, стоит к ним присмотретьтся?

Ваша Екатерина Мануковская, автор проекта вопросов и ответов «Зачем»

723


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95





Устаревший браузер

Внимание!

Для корректной и безопасной работы ресурса необходимо иметь более современную версию браузера.

Пожалуйста, обновите ваш браузер или воспользуйтесь одним из предложенных ниже вариантов: