К концу XVI века слово «кабак» для российского обывателя уже становится символом разнузданности, растления и погибели. До наших дней дошли рассказы (в том числе, иностранных путешественников1) о том, как в буквальном смысле до последней рубашки пропивались люди. Да-да, а после направлялись домой в чём мать родила. Немудрено, что спаивание населения вызвало решительный протест духовенства, а также простых жителей на Руси. Волна недовольства докатилась и до Кремля, хозяйствовал в котором к тому моменту уже сын Ивана IV, Фёдор Иоаннович.
Царь Фёдор запомнился современникам как человек недалёкого ума, но кроткий и богобоязненный. Его 14-летнее правление было отмечено, в том числе, попыткой борьбы с алкоголизмом подданных. В Москве, Нижнем Новгороде и других городах кабаки были не просто закрыты – разрушены. А казна лишилась соответствующей статьи дохода. Впрочем, низкий авторитет последнего из Рюриковичей среди простого люда помешал осуществлению полномасштабной антиалкогольной кампании. Распоряжение о закрытии кабаков за пределами Москвы в ряде случаев попросту игнорировалось. А там, где рассадники пьянства всё же закрывались, вовсю расцветало кустарное производство веселящих напитков.
Сменщик Фёдора на троне, Борис Годунов, был в противовес предшественнику предприимчивым и расчётливым. Он смекнул, что разорённый опричниной и военными кампаниями бюджет можно относительно быстро пополнить за счёт продажи алкоголя. По стране вновь стали появляться «царёвы» кабаки. Один из них был заново отстроен в столице, на Балчуге. Не обошлось и без нововведений. Торговля алкоголем была переведена на так называемую «откупную систему». Говоря простыми словами, государство предоставляло «откупщику» исключительную возможность торговать горячительными напитками в определённой местности и на определённое время. Торговец же обязался платить в казну часть своей выручки. Эта часть и получила название «винного откупа».
Автор картины: Кольман Карл Иванович.
Отметим, что сам Годунов предпочитал вести трезвый образ жизни и к злоупотреблениям веселящими жидкостями относился, как и его предшественники, скверно. В ответ на негодование жителей русских городов в связи с появлением очередного кабака, царь Борис нередко повелевал закрыть питейное заведение. Тем не менее, с годами кабацкий промысел на Руси только расширялся, а спаивать народ становилось всё более выгодным занятием.
Даже в годы Смуты, когда голод и гражданская война огненным смерчем пронеслись по стране, многие города снабжались спиртным практически бесперебойно. К примеру, в замечательном исследовании Игоря Курукина «Повседневная жизнь русского кабака от Ивана Грозного до Бориса Ельцина» говорится, что винный погреб Великого Новгорода исправно работал независимо от степени ожесточённости сражений и того, какая власть устанавливалась по их результатам. Повальное пьянство порою приводило к досадным военным поражениям. Архиепископ Сильвестр писал, как в 1612 году отряд «польских и литовских людей» совместно с «русскими ворами» и казаками захватил Вологду. Удержать город не вышло, поскольку вместо организации обороны все дружно принялись квасить и даже не заметили подошедшего войска неприятеля. «А всё, господа, делалось хмелем, пропили город Вологду воеводы», – сокрушался священник.
Кризис русской государственности, разорение крестьян, вызванная интервенцией суматоха стали благодатной почвой для разгула преступности, всеобщего падения нравов и, как следствие, чрезвычайной алкоголизации населения. Пожалуй, впервые в отечественной истории проблема приняла масштаб истинного бедствия. Насколько пьянство проникло в повседневную жизнь обывателя, можно судить и по тому факту, что из «кабацких» денег платилось жалованье ратникам, принимавшим участие во Втором народном ополчении. Поразительно, но других крупных доходов наша страна в то время не имела.
Руководившие Вторым ополчением Козьма Минин и Дмитрий Михайлович Пожарский, кстати, сами содержали несколько кабаков. Правда, в старости князь Пожарский сделался крайне верующим человеком и отдельно просил: «кабацкими доходы меня не поминать». Но именно кабацкие доходы вкупе с умением воевать сделали своё дело: Смута завершилась воцарением на Руси династии Романовых. Вот только не пожелала новая власть учиться на ошибках лихолетья. В освобождённых от польских интервентов городах перво-наперво возобновляли свою работу именно кабаки. Чрезвычайно прибыльная для казны «пьяная» система налаживала функционирование.
Вообще, при изучении вопроса можно подметить одну интересную закономерность. Когда у государства российского денег было вполне достаточно, оно вовсю «занималось» морально-нравственным обликом подданных и пьянство не поощряло. А когда деньги заканчивались – это же государство создавало все условия для спаивания населения. Разумеется, не допуская конкуренции. Вот и едва взошедший на престол Михаил Фёдорович рассылает по стране своё распоряжение, чтобы «опричь государевых кабаков, никто питье на продажу не держал»2. Таким образом, борьба с кустарным производством алкогольных напитков была усилена. Как и работа по завлечению в царёвы питейные дома простого люда.
Читать предыдущую (вторую) часть | Читать следующую (четвертую) часть
Павел Новиков
1. Адам Олеарий. Подробное описание путешествия Голштинского посольства в Московию и Персию, М. 1870, стр. 198 - 199
2. В. Соколов. Пьянство на Руси в эпоху первых Романовых и меры борьбы с ним // Голос минувшего. 1915. №9. Стр. 106.