Прочитал на сайте трогательный рассказ Анатолия Потаева «Мой аутёнок» о его сыне и решил поделиться собственным опытом общения с детьми-аутистами.
Фото Анатолия Потаева
Как-то я поехал в Велегож, расположенный на границе Московской, Тульской и Калужской областей. В этом замечательном санатории есть две части: я попал именно в ту, где находятся инвалиды, то есть дети, страдающие аутизмом.
Первое, что увидел, были дети, будто полностью потерявшие контроль над собой и своим телом. Один ребёнок без причины кричит, другой плачет, третий нарезает круги. Я поинтересовался у человека, который с ними работает и обследует:
– Что с ними?
– Эти дети болеют аутизмом, и их состояние неконтролируемое.
Сначала не обращал на это внимания: думал, психологи, которые с ними работают, знают своё дело. Но иногда наблюдал, как они конкретно работают. Сейчас кажется: они не дарят любовь этим детям, а работают по программе, одобренной очередным министерством, а министерство само толком не знает, как нужно работать.
Имея опыт наблюдения над такими детьми, могу поделиться советами, как нужно себя вести. Я не врач и не претендую на научность, однако общение с такими детьми позволяет мне высказываться на такую сложную тему.
1. Если ребёнок плачет и кричит, что вы ему не даёте телефон или любимую безделушку, не надо сразу отдавать это. Организм так устроен что, мы не можем долго плакать или кричать. Потерпите – несмотря ни на что.
2. Когда ребёнок успокоится, обнимите его и скажите, как сильно вы его любите. Некоторые аутисты не могут говорить, но понимают каждое слово.
3. Работайте с ними играя: мелкая моторика очень значима. Пусть ребёнок работает пальчиками в камешках, в песочке и т.д.
4. За каждое правильное действие поощряйте конфетами или игрушками.
Вот и всё, но так нужно заниматься каждый день. Эти дети очень умные и творческие, и нужно с ними работать, программировать их мозг на правильные алгоритмы социальной жизни.
Альберт Гаджимагомедов
P.S. Если у Вас есть опыт помощи детям-аутистам, поделитесь им – станьте нашим автором!