Каждый разумный человек согласится, что нами манипулируют.
Меня всегда удивляло, когда люди были в чем-то слишком уверены. Порой я был свидетелем ситуаций, когда кто-то что-то доказывал буквально с пеной у рта, хотя на самом деле “слышал” об этом или “читал в интернете”. Я же целенаправленно избегаю споров о том, чего не знаю наверняка. И вот почему.
Дело в том, что нашим сознанием умело манипулируют: средства массовой информации, начальство, маркетологи, политики и просто обычные люди вокруг. Цель – сформировать мнение, побудить принять определенное решение и таким образом извлечь выгоду. Не скажу, что сама по себе манипуляция всегда плоха. Однако здесь хочу рассмотреть некоторые способы манипуляции, после чего объясню, зачем завёл об этом речь.
Способ 1: авторитетные мнения
Помню, как давным-давно манипулировали сознанием при СССР, хотя я тогда еще был совсем маленький. Тем не менее, застал времена, когда нам пытались внушить что-то просто потому, что это сказал Ленин, Сталин или кто-то еще из коммунистической элиты. Сейчас такое вспоминать довольно смешно, а тогда, хотя многие взрослые научились “фильтровать информацию”, для детских умов идеологические трюки были довольно эффективными.
Однако многое ли изменилось с 1990-х? Если вы считаете, что да, попытаюсь вас разочаровать.
Вот пример высказывания ученых, которых еще называют “светилами науки”: “Каждый разумный человек согласится, что все живое возникло путем эволюции”. Ну конечно! Вера – удел отсталых и невежественных “бабушек”, а молодые и прогрессивные люди должны слепо верить в то, что говорят ученые. Именно слепо, потому что нормально объяснить зарождение первой жизни никто так и не смог.
Способ 2: сценарии, в которых мы узнаем себя
Другая интересная тема – реклама. Как правило, она построена на том, что нам рисуют сценарии, в которых мы узнаем себя. И идея этих сценариев – вдолбить нам в голову потребность или же побудить использовать уже существующее желание, чтобы побудить к покупке. Так можно навязать какое-то лекарство, товар или услугу, ведь мы запоминаем такие сюжеты и на подсознательном уровне они зачастую подталкивают к решению, которое выгодно рекламодателю.
Конечно, это всё могло бы быть и неплохо. Если бы не одно но: реклама не ставит целью донести до нас реальные характеристики товаров и услуг, а воздействует на эмоции. В результате мы тратим деньги не на то, на что стоило бы.
Способ 3: национализм
Средства массовой информации нередко сознательно или просто следуя за большинством апеллируют к чувству национальной гордости. И тем самым пляшут под дудку политиков, провоцирующим конфликты. Кто-то может сказать: на меня это не влияет. Хорошо, если так. Но что мы имеем по факту? Конфликты между Арменией и Азербайджаном, Россией и Украиной, хуту и тутси в Руанде показывают, что человечество постоянно наступает на одни и те же грабли.
Многие, конечно, искренне считают, что “наше дело правое”, что соседи “начали первые” и т. д. Но по факту за войнами стоит банальная жажда наживы и власти. Именно поэтому я не понимаю слово “патриотизм”. Если это любовь к Родине, то что означает это слово? Страну, город, микрорайон? Если я родился в УССР, ходил в школу в Украине, теперь в этой местности самопровозглашенная республика, а я переехал в другую часть страны, по отношению к чему или к кому я должен быть патриотом?
Вот еще несколько методов вкратце:
-
Отвлечение внимания. Через СМИ политики могут запускать информацию о каком-то “внешнем враге”, чтобы отвлечь внимание от реальных внутренних проблем. Кроме того, бывает так, что нам показывают страшную картинку из другой страны, чтобы мы подумали: о, так у нас еще не настолько плохо.
-
Пугающая альтернатива. Когда кому-то хочется внушить нам, “что такое хорошо” или что нужно купить, можно просто показать некую ужасную альтернативу как вариант. А затем – выгодный автору.
-
Многократное повторение. Чтобы доказать что-либо или сформировать авторитет бренда, можно просто много раз об этом сказать в авторитетных источниках. Даже поисковые системы сейчас настроены так, чтобы считать правдивой информацию, которая повторяется на разных сайтах. Если же вы скажете правду, но никто ее не повторит, это будет воспринято ими как ложь.
Можно было бы продолжать список, но я остановлюсь, так как не преследую цели сделать его исчерпывающим. Просто хотел показать, что многие из нас попадают в ловушки – если не в одни, то в другие.
И что же теперь делать, спросите вы? Единственная моя цель сейчас – побудить избегать споров и конфликтов с другими на ровном месте. Если вас в чем-то убедили, верьте или допускайте, что это правда. Ведь сложно жить и ни во что не верить. Однако хотя бы допускайте наличие альтернативной точки зрения, рассматривайте аргументы разных сторон. Как знать, возможно, вскоре вы признаете, что ваш оппонент был прав.
Кирилл Жихарев