Проспал двенадцать часов. И всю пятницу отдал радио. Готовился к прямому эфиру. Со мной поехали Роман Олегович Иванов и Михаил Александрович Зенкин.
Тема разговора в прямом эфире — снисходительность. Это о том, что нужно быть требовательным к себе и снисходительным к другим.
В разговоре принимали участие, мы им сами звонили из студии:
Андрей Павлович Бунич, автор известной книги «Осень олигархов»;
старейший преподаватель факультета журналистики, доцент кафедры стилистики, многолетний редактор журнала «Русский язык за рубежом» Анна Владимировна Абрамович (ей за 80, она молодец — прекрасно преподает до сих пор);
Александр Владимирович Ачкалов, молодой, талантливый историк, археолог, кандидат наук.
Слушатели подхватили тему и рассказывали нимало интересных эпизодов о том, как снисходительность к другим оборачивалась безответственностью других. В прямом эфире я прочел заметку с одной из новостных лент о жутком случае (вот она — нетерпимость к другим людям), произошедшем в США. Вот она:
«Суд Нью-Йорка предъявил обвинения 17-летнему школьнику из Пакистана, который отрезал волосы 15-летнему подростку-сикху.
Религия сикхов (сикхизм), зародившаяся более 500 лет назад в индийском Пенджабе, запрещает своим адептам бриться и стричь волосы, которые они укладывают и прячут под тюрбан.
Умар Ахмед был обвинен в совершении насильственного преступления на почве ненависти при отягчающих обстоятельствах и в незаконном владении оружием. В случае, если суд признает его виновным, ему грозит до семи лет лишения свободы.
По данным следствия, Ахмед остановил 15-летнего Вачера Харпала в школьном коридоре и, пригрозив ему ножницами, сказал, что собирается отрезать его волосы. Пакистанец заставил пойти мальчика с собой в туалет и снять там тюрбан. После чего Ахмед отрезал волосы плачущего сикха по линии шеи, разбросал их по полу и спустил в унитаз».
Жуть. Страшно жить, когда многие люди при полной снисходительности к себе слишком требовательны к другим.
После радио мы втроем отправились в кафе. И там снова встретил Дмитрия Андреевича, сотрудника City-банка, с которым неделю назад познакомился в этом же кафе.
— Ну как, Дмитрий Андреевич, поговорили с кем-нибудь о «СОЛО на клавиатуре»?
— Да. Попытался. Глухо. Все считают, что их устраивает скорость набора на клавиатуре. Если заниматься корпоративным обучением, то это трата времени. Чудаки.
— Чудаки, — согласился я.
Так всё и происходит. Не достучаться мне до банков. Не достучаться.
Все, кто свободно владеет слепым десятипальцевым методом, удивляются: как же раньше они набирали двумя-четырьмя пальцами? Почему они раньше не прошли курс обучения, почему они раньше не научились работать на клавиатуре легко и свободно десятью пальцами?
Ну, что любопытно, вроде в их окружении видят и понимают всю прелесть слепого набора, но следовать примеру не хотят.
Как мне быть? Что делать?
Надеяться, что рано или поздно поймут? Долго ждать придётся. Взять солидный кредит и половину из него ухлопать в рекламную компанию? Не реально. Во-первых, кредит мне не дадут — возраст, а во-вторых, не уверен, если и пробью кредит, что будет отдача. Добиться встречи с тремя-четырьмя министрами и уговорить, чтобы они в своих ведомствах, используя административный ресурс, внедрили наше «СОЛО»? Опять же нереально.
Вот же беседовал я с Л.Д. Рейманом, встречался с А.А. Фурсенко, как-то перекинулся на эту тему с самим Г.О. Грефом и что? Результат нулевой. Они мило выслушивали и даже соглашались: мол, это дело полезное, но…
Но у них столько забот, что им не до «СОЛО».
И опять этот вопрос «как быть?», «что делать?».
Может быть, нам каждый день устраивать презентации в метро и тогда больше людей узнает о «СОЛО» и найдутся те, кто сможет нам помочь наладить отношения с банками, корпорациями, ведомствами.
Но каждый день метро я не выдержу. И всё остальное просядет.
Обзвоны. Звонить ста солистам в день. Найти хотя бы одного из ста (один процент), кто продвинет наше «СОЛО» у себя на работе. Конечно, в этом случае качество обзвонов должно быть другим — не формальным. Нужно научить сотрудников говорить по телефону. Может быть, все силы бросить на это?
Или всё-таки попытаться ещё раз организовать рекламную кампанию в газетах и журналах, на радио. Без денег сложно сделать. А бесплатно… Для этого необходимо с каждым главным редактором договориться о встрече, уговорить его дать материал о компьютерной грамотности и получить разрешение на публикацию рассказа о нашей фирме. На одну газету уйдет целый день: пока дозвонишься, встретишься, написать специально для этого издания материал, отправить его, затем вычитать и проследить, чтобы опубликовали. Да, целый день уйдет. Тридцать изданий — тридцать рабочих дней.
В чем мои ошибки? Я не научил сотрудников заниматься корпоративными версиями, рекламой, обзвоном, продвижением «СОЛО» в Интернете.
Была у меня такая идея — бросить все, кроме сайта, месяца на два-три. Найти интересных авторов для двух сайтов, наши ресурсы в Интернете раскрутить, сделать наиболее посещаемыми и тогда, возможно, нас начнут лучше, я говорю о «СОЛО на клавиатуре», скачивать в сети. Но опять же рисково. Бросить всё. Вот я время от времени, когда дела становятся совсем плохи, за что-то берусь и чуть-чуть дело с мёртвой точки сдвигаю.
Отдам три-четыре дня поискам корпоративной версии — нахожу тех, кто приобретает у нас сетевую версию.
Потрачу три-четыре дня на рекламу — в двух-трёх газетах появляется и увеличивается число желающих приобрести «СОЛО на клавиатуре».
Занимаюсь три-четыре дня поисками авторов — двух-трёх людей нахожу, и мы публикуем их.
Посвящаю три-четыре дня очной школе — появляются новые ученики.
Три-четыре дня в месяц уходит на презентацию в метро и эффект, когда больше, когда меньше, есть.
Ежедневно я отвечаю на огромное количество писем.
Постоянно занят поисками новых сотрудников: встреча с очередным кандидатом, телефонные переговоры… В результате одного-двух в месяц нахожу для работы установщиками или менеджерами на нашей фирме. На самом деле нахожу больше, но и больше времени на них трачу, а потом выясняется, они нам не подходят. Каждый месяц двух-трёх кандидатов мы бракуем, но время-то уходит.
Эту работу, поиск новых людей, я поручил Роману Владимировичу Колотееву и Максиму Андреевичу Меньшикову, увы, результат грустный.
Как руководитель фирмы я понимаю, надо всё забросить и заняться только поисками новых сотрудников. Из старых оставить лучших. Если удастся сколотить команду из 20—25 человек умных, образованных, обаятельных, понимающих всю полезность нашего дела, грамотных людей. Вот тогда мы и начали бы работать результативно.
И снова эти проклятые «но».
Такие люди есть в Москве. Их можно найти. Но им нужно хорошо платить. Солидные зарплаты и все проблемы решатся. А у нас нет денег. Деньги появятся, когда в несколько раз увеличится число скачивающих «СОЛО» в Интернете, когда каждый день будут новые корпоративные солисты, когда увеличатся точки продаж в Москве и других городах.
Сколько у нас городов? Несколько тысяч. В каждом городе есть хотя бы по одному магазину, где продаются диски. Понимаю демагогичность своих рассуждений (мечтаний): по одному диску в день в каждом магазине и… наши проблемы решены. Но мы представлены лишь в ста магазинах страны. Это очень мало. Да и там не продают по одному диску в день. Бывает, что и по одному диску в неделю не уходит. Причины разные. Скажем, магазины «М-видео» в Москве. Вот уже четыре месяца я не могу добиться, чтобы наш диск был в «М-видео», который находится в Сокольниках. Четыре месяца! О чем говорить?
Замкнутый круг. И я должен этот круг разорвать. Лето — не самое лучше время для массовых акций.
Ещё один факт меня сдерживал: я всё думал, вот-вот появится девятая версия и рекламную акцию, продвижение в Интернете, — всё надо приурочить к девятке. А она всё откладывается и откладывается. Поэтому мне и грустно.
Сегодня первое июня. В январе мы планировали выпустить Интернет-версию девятки в апреле, а сегодня уже первое июня и в этом месяце она точно не появится.
Ваш Владимир Владимирович Шахиджанян
P.S. Всё чаще и чаще меня посещает мысль прекратить публикацию «Дневника предпринимателя».
Мои результаты мне давно известны, я только не знаю, как я к ним приду. К. Гаусс