Ковид размахнулся из 2019-го и ударил по 2020-му году, когда стрелки часов остановились не только у меня дома, но и по всему миру. Даже не столько из-за пандемии, сколько из-за социального коллапса, ей порождённого. 2020-й стал для меня годом потерь и приобретений, поисков и находок.
«Дуб, раздробленный молнией». Автор: Максим Воробьёв (1842)
Я учился на выпускном курсе журфака, готовил диплом про жанр интервью на YouTube, упражнялся в интеллектуальных играх, проходил стажировку в одно научно-популярное издание, встретил любовь. Пандемия набирала обороты и из абстрактного явления где-то там в Поднебесной приобретала значение общечеловеческой проблемы. На тот момент я преодолел несколько политических течений, увлекавших меня больше эстетикой, чем этикой. Лавируя слева направо и обратно, я собирал нектар с разных идеологий, и в конце концов понял, что устал от социальной проблематики. Прежде чем всё случилось, я остановился на анархизме. Диплом я отложил, стажировку не прошёл, но так как у меня была любовь, я не впал в отчаяние, а бравировал своим статусом внесистемного элемента и вольного музыканта.
Когда были объявлены первые внеочередные выходные по случаю проникновения в нашу Отчизну тёмного азиатского вируса, мы с родители поехали домой в Волгоград — проведать родные края в каникулярное время. Я не представлял даже примерно, что эта поездка станет не передышкой, а выходом на широкую трассу взрослой жизни. Вначале я залёг на матрасы: читал Новый завет, философские работы традиционалистов, к которым тогда активно тяготел, пытался разобраться в сакральной символике и успокоить свою любовь мол скоро карантин кончится. И это было не прагматичное лукавство, а искренняя вера в лучшее, коей у меня тогда было хоть отбавляй.
Вместе с другом мы истоптали сотни километров по нашему моногороду, обсуждая смысл жизни, цель творчества и роль личности в истории. Как и положено — безрезультатно. Хотя я ёрничаю, конечно. Сосредоточенное и увлечённое размышление на протяжении двух месяцев, удобренное прочитанными книгами и просмотренными фильмами, давало свои плоды. Это был один из наиболее продуктивных периодов интеллектуального творчества в моей жизни. Внутренне я уже был готов родиться заново — в этот переходный момент я написал свои лучшие стихи и на интуитивном уровне предчувствовал бурю. Но внешне — сохранял спокойствие, калякал диплом.
В пятничный день, предпоследний в месяце Рамадан, скоропостижно и громообразно скончался мой отец. Это событие из внешнего мира я воспринял всем нутром — что называется, экзистенциально. Я растерял своё эго в суматохе, которая естественным образом окружила наш дом. Бесконечное количество людей, циркулирующих передо мной, не позволяло вывалиться из сознания, не давало возможности выключиться. Я недоумевал: «Какая глупость! И зачем вообще жить, зачем учиться, работать, писать стихи, смотреть кино, строить дом — зачем это, если всё кончается внезапно, несвоевременно, неадекватно? Для чего вообще делать что-то, если рок всё уничтожит?». Традиционные ответы про счастье, удовольствие, созидание — не удовлетворяли совершенно, проходили мимо моего запроса. Какое, к чёрту, счастье, если это всё пыль?
«У дверей мечети». Автор: Василий Верещагин (1873)
Чтобы не загрызли мысли, перед сном я смотрел разные видео на Ютубе. И однажды посредством пары переходов по ссылкам попал на интервью с Гейдаром Джемалем, о котором уже немного слышал, так как интересовался Южинским кружком. В этом видео Джемаль отвечал на вопрос журналистки Надежды Кеворковой: «В чём смысл жизни?». Ответ был длинным, составным — про сознание, про трансцендентное, про пророков, про цель истории. Джемаль говорил, а я понимал — у меня складывался пазл в голове, активно замыкались цепи. Мне помогла нужная подготовка: на тот момент я знал достаточно, чтобы воспринять хотя бы половину его речи. Этого хватило. Всё было разрушено, но я ощутил почву под ногами. И начал жить.
Другие тексты наших авторов:
-
Происхождение викингов (Катерина Яксон)
Они были храбрыми мореплавателями, отважными воинами и талантливыми ремесленниками. Они путешествовали по всему миру, завоевывая земли, торгуя и распространяя свою культуру... -
Рождение и жизнь нигерийского кино (Мутиу Ийанда)
Нигерия — самая густонаселённая страна Африки. При этом её многолюдность (213,4 миллиона человек, по данным 2021 года) оттеняется разнообразием этносов — их более трёхсот, и разумеется, у каждого есть собственный язык... -
Как я учился созерцать (Талгат Иркагалиев)
Я рискну предположить, что увлечённость космосом не в практическом, а в романтическом смысле — это примета определённой стадии человеческого развития...