В офис меня привёз Марат Рауфович. Сразу начали отвечать на письма. Потом посмотрели резюме тех, кто хочет попробоваться на вакантные должности.
Ощущения от чтения откликов скверные: либо люди слишком часто меняют место работы, либо пишут о себе так, что им верить нельзя (сразу чувствуется фальшь). Ну с какой стати мы должны брать на руководителя по корпоративным продажам учительницу начальных классов, не имеющую опыта продаж!
Знаю, образование часто никак не связано с должностью, которую занимает человек на той или иной фирме. Хороший продажник может быть инженером, учителем, журналистом, юристом… Но должен же быть у него хотя бы минимальный опыт!
Тем не менее отбираем нескольких человек из просмотренных резюме. Поговорим с ними по телефону и, скорее всего, пригласим в офис.
К нам приходят соискатели. Наши встречи порой проходят быстро:
— Здравствуйте, я пришёл.
— Здравствуйте, очень рады. Сейчас вам дадут диктант, и после мы продолжим разговор.
— Какой диктант? — чуть удивлённо-возмущённо произносит соискатель.
— Обычный диктант, несложный. Мы же об этом предупреждали в объявлении о вакансии.
На лице соискателя смятение. Он невнимательно читал объявление, это точно.
— Вы знаете, — смущённо произносит пришедший, — я вспомнил: к сожалению, сейчас я не могу с вами побеседовать, у меня назначена ещё одна встреча, срочная. А в другой раз я к вам приду.
Хорошо понимаем: больше не придёт.
А бывает, соискатель честно признаётся: «К диктанту не готов, не буду писать, я безграмотный». И откланивается.
Есть люди, согласные писать диктант. В несложном диктанте они допускают от десяти до сорока ошибок (рекорд — 77). Ну как такого человека брать на работу?
К двенадцати часам в офис приехал Вадим Александрович Коваленко. Сегодня нам надо съездить в типографию забрать упаковку для нашего мерча.
Заказывал мерч, утверждал рисунки, выбирал типографию, следил за ходом работы Вадим Александрович. Он прекрасный программист и великолепный организатор.
Поехали в типографию. Получили свой заказ.
Мы договаривались, что в попьём чай с руководством типографии. Увы, нам сказали, что директор не сможет быть на чаепитии.
Не сможет, так не сможет.
Затем, как и планировали, поехали в ресторан «Ноев Ковчег», где, совместив обед с ужином, славно посидели.
Домой приехал в девять вечера.
Посмотрел программу «Время». Как всегда, она меня огорчила: корреспонденты торопятся, кричат, общей драматургии выпуска нет, плавные переходы от одного сюжета к другому отсутствуют. Чувствуется полное безразличие ведущих к тому, о чём они рассказывают — это их не беспокоит, не волнует, не интересует и не привлекает. Они равнодушно относятся к тому, о чём идёт речь. Но если равнодушие у ведущих, откуда появится заинтересованность у нас, зрителей? А программу «Время» можно делать невероятно интересной. Но это отдельный разговор.
А затем (втянулся, что тут сделаешь) смотрел очередную серию «Шифра».
Когда в «Шифре» пошла очередная рекламная пауза, я пошёл на кухню. Съел грибы (их собирали в мордовских лесах, одна небольшая банка белых грибов — тысяча рублей), две чайных ложки кедровых орешков и горсть грецких.
Если бы мы смогли организовать как следует сбор грибов и орехов и продавать их во всём мире, мы зарабатывали бы этим больше, чем нефтью.
Орехи, грибы, ягода, пушнина… При наших-то лесах при умелом использовании можно жить припеваючи. Ни у одной страны мира нет таких возможностей. Тут и приходит на ум старая фраза: «Мы бедны, потому что очень богаты».
Не могу понять и объяснить, но почему-то вспомнил сегодня Николая Николаевича Кипмана. Умный, образованный, обаятельный, рассудительный и общительный человек. Он помогал многим журналистам находить интересный материал, консультировал. Долгое время он работал старшим следователем в МВД СССР. Мы познакомились с ним лет пятьдесят, если не шестьдесят тому назад. И я чувствовал, Николаю Николаевичу хотелось, чтобы и о нём рассказали по радио.
Я записал с ним небольшое интервью. Увы, говорил он довольно скучно, однообразно и тягуче. Микрофон его пугал. Микрофон ему мешал. Естественно, интервью в эфир не пошло. И мне до сих пор неудобно перед Николаем Николаевичем, что я обещал, но не смог о нём рассказать.
А ещё вспомнил Игоря Ивановича Карпеца. Одно время он руководил уголовным розыском в Министерстве внутренних дел. Потрясающий был профессионал. В системе МВД он был, наверное, единственным человеком с двумя образованиями — юридическим и консерваторским (дирижёр-хормейстер). Меня с ним познакомил Ю.В. Никулин.
Обворовали билиотеку имени Пушкина на Разгуляе. Любимая библиотека Юрия Никулина. Директор библиотеки и попросила Никулина помочь. За этим мы и пришли к Игорю Ивановичу Карпецу.
Юрий Владимирович рассказал: киностудия имени Горького снимала в библиотеке имени Пушкина несколько эпизодов для одного из фильмов. В съёмках принимали участие дети. Через неделю после съёмок обнаружилась пропажа.
Он выслушал всю историю и, минут пять подумав, сказал: «Скорее всего, воришек мы найдём. Судя по всему, это сделали дети».
И верно. Как выяснилось потом, небольшая группа старшеклассников, четыре человека, совершила эту кражу.
С именем Карпеца связан и другой эпизод. Его дачу обокрали. Украли именную саблю, наградное оружие, уникальные настенные часы и столовое серебро. Карпец сразу определил: кражу совершил дилетант. И вновь оказался прав: воришку нашли, это была его первая кража. В редакции «Московского комсомольца» хотели сделать небольшую заметку о том, что Игоря Карпеца обокрали. Он уговорил главного редактора ничего не публиковать на эту тему: «Это же будет смешно —дилетант обокрал главного человека по уголовному розыску».
К Игорю Ивановичу все журналисты хорошо относились и просьбу его выполнили, ничего не писали.
Когда мы сидели в ресторане «Ноев ковчег», смотрел на Коваленко и Рахматулина и думал: «А ведь с этими ребятами можно горы свернуть!» И тут же задавал себе вопрос: «Почему не сворачиваю?»
Как всегда, посмотрел результаты дня по «СОЛО на клавиатуре» и «Курить, чтобы бросить!».
Ваш Владимир Владимирович Шахиджанян
P.S. Сегодня долго размышлял о проблемах современной школы. Учителю часто приходится вмешиваться в конфликты между детьми и родителями. Мне кажется, учитель должен быть адвокатом, защитником детей, стоять на их стороне, даже если дети неправы.
Учителю необходимо учить родителей уважать волю ребёнка, его самостоятельность и его право ошибаться.
Учитель всегда защитник.
И ещё. В педагогических институтах будущих учителей необходимо учить актёрскому мастерству. Учитель — это режиссёр, драматург и артист. У него всегда есть зрители — класс. Учитель иногда даёт по пять спектаклей в день.
И, конечно же, учителя необходимо научить говорить публично, ибо 80% учителей не владеют устной речью, а из-за этого падает уровень преподавания.
Как же хочется многое изменить (улучшить) в нашей школе!
Капля камень точит. Будем стараться.
А может быть, когда-нибудь со мной захочет побеседовать министр просвещения Сергей Сергеевич Кравцов. Я ему написал по этому поводу письмо. Ответа пока не получил.
Воздух наполнен идеями. Они стучатся у вас в голове всё время. Вы только должны знать, что вы хотите, затем забыть это, и заняться своими делами. Неожиданно идея всплывёт на поверхность. Она была там всегда.
Генри Форд (1863-1947), один из основателей автомобильной промышленности США