Всё в Кате было неправильным. Начиная от носа и темперамента, и заканчивая резус-фактором. Поэтому для комплексов были все основания. И комплексов было так много, что становилось совершенно непонятно, как все они в Кате умещаются. Если бы в «Книге рекордов Гиннесса» фиксировали комплексы, то Катя стала бы там чемпионкой, победив с большим отрывом. Да, всё в ней было неправильным...
Пожалуй, одно лишь было у неё достоинство — её большие глаза. Катя их очень стеснялась. И от этого её вечернее лицо на фоне утренних лиц ясноглазых людей выглядело ещё печальнее. Кто-то превратил бы эту особенность в достоинство, но только не Катя. «Как у коровы!» – однажды сказали о её больших печальных глазах. И Катины комплексы гостеприимно подвинулись, освобождая место для нового соседа.
Катю никогда не хвалили. Ни в детстве, ни позже. Зато ругали постоянно. Ругали за всё. В Катю «вбили» и «втоптали» мысль, что всё в ней неправильно. И поэтому Катя изо всех своих сил старалась быть как все. Окружающие казались Кате примерами для подражания, безупречными, идеальными. И Катя подражала всем сразу, потому что у неё не было собственного стержня, на который она могла бы опереться. Ведь у неё самой в жизни опоры не было. Не было не то что почвы под ногами, но даже самой маленькой кочки в болоте её жизни. Лишь тёмная и бесконечная трясина, засасывающая и вбирающая в себя всё, что туда попадёт... И хлипкие веточки, за которые Катя отчаянно пыталась ухватиться, но продолжала тонуть. Она тонула, но никак не могла утонуть. И это было намного страшнее, чем утонуть раз и навсегда...
Но не бывает стержня у людей, которые берут пример со всех сразу. Внутренний стержень формируется от твёрдых убеждений, уверенности в себе и от ощущения собственной правоты. У людей, которых всегда только ругают, ни разу не похвалив, формируются одни комплексы.
Кадр из к/ф «Не родись красивой»
***
Кате очень легко давалась учёба по всем предметам. Другой бы человек этим гордился, но Катя стеснялась и этого. Поэтому старалась брать пример с троечников, которых считала идеальными. Справедливости ради заметим, что с троечников действительно во многом стоит брать пример.
То, что умеют троечники, не под силу отличникам. Ведь троечник в обычной школе, как правило, отличник в школе жизни. А отличник в школе – наоборот. Родители, которые делают упор на учёбу, часто упускают душу ребёнка, не замечая этого. Они не понимают, что душа — это не только нравственная основа, энное количество нотаций, и грамотно выстроенных разговоров о жизни и правильные книги. Академически правильным нравственным воспитанием можно, как ни странно, сильно изуродовать душу ребёнка. Таким воспитанием можно сформировать очень удобного для общества, законопослушного и порядочного гражданина. Да, это немало. Но это будет человек с неживой душой. Душа такого человека— это как искусственные цветы, как засохшее дерево без листьев. Только живые души — бесценные души…
Люди, которых в детстве много хвалили (или они хотя бы получали одобрение в разумной дозе), своих недостатков или особенностей не замечают. А если и замечают, то не стесняются их. Долюбленные, дохваленные, перехваленные люди, умеют свои несовершенства оборачивать в преимущества. Люди, подобные Кате, все свои достоинства превращают в недостатки. И страдают, сидя на своих совершенствах и прикрываясь изъянами.
Наталья Майорова