Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Кибержулики

11-летняя Настя хотела сделать подарок маме на день рождения, который будет 17 апреля. У девочки было около 1000 рублей, которые она скопила, откладывая от карманных денег около трех месяцев. Хотела купить для мамы платье и пошла в универмаг «Московский» (они живут где-то там неподалеку), однако на платье у нее не хватило. На другой день она обошла несколько книжных магазинов в поисках кулинарного сборника «Секреты китайских блюд», который был у ее мамы, но потерялся при переезде с другой квартиры, и из-за потери которого мама переживала. Однако, книгу не нашла. 8 апреля Настя зашла в Интернет и обнаружила сайт, на котором предлагаются мобильные телефоны, якобы, конфискованные на таможне, в том числе там был Samsung U100 по цене 1800 рублей. Девочка продала свой mp3-плеер Archos старшей сестре своей школьной подруги за недостающие 800 рублей, и, как и было указано в инструкции на сайте, купила карточку платежной системы «яндекс.деньги» номиналом 500 рублей, списала с нее пин-код и с адреса электронной почты своего отца отправила на сайт. Ответа не дождалась и рассказала отцу. Оказалось, что пин-код там активировали и все — ни ответа, ни привета.

Эту историю мне рассказал вчера один знакомый милиционер из ГУВД Москвы.

— Таких случаев — сотни и тысячи, и становится все больше, — прибавил он. — Ты удивишься, но у нас в стране, даже в Москве настолько мало известно об электронных мошенниках, что все эти способы, кажется самые примитивные, по-прежнему популярны между жуликами и не теряют актуальности по нескольку лет. И не только дети на это покупаются, но и серьезные взрослые люди.

— Так что же не ловите? Работа ведь ваша.

— А как ловить? У нас в управлении «К» (по борьбе с электронными преступлениями), в центральном есть действительно грамотные специалисты. Но со всей Россией они не справляются. Мошенников становится больше, а вот специалистов — нет. Например, недавно был всплеск какой-то, поступали сотни заявлений от пострадавших от действий мошенников. И что делали в провинции? Максимум милиционер в местном отделении брал переписку пострадавших, выуживал оттуда IP-адреса, пробивал по WHOIS-серверу (сервер, позволяющий определить принадлежность адреса). А у мошенника адрес, естественно, маскированный, какой-нибудь боливийский (существует огромное количество программ, даже бесплатных, которые позволяют эффективно шифровать свой адрес), ну и лейтенантик пишет в протоколе: мол, письмо отослано с адреса, расположенного вне территории РФ. И тут другие статьи, другая оперативная работа. А преступник, может быть, в соседнем доме сидит…

Вот такие пироги… Вспомнилась мне на этот счет и собственная история. Год назад я опубликовал в газете «Труд» текст о новом методе кибермошенничества. Желающие могут посмотреть вот здесь: http://www.trud.ru/issue/article.php?id=200704190670401

Вкратце, мошенники создавали Интернет-магазины, очень похожие на настоящие, даже с юридическим адресом и т.д., потом собирали деньги, полученные в виде предоплаты за товар, и исчезали недели через две. С каждого магазина они снимали по 500—600 тысяч рублей.

Пока я собирал материал, ко мне обратилось человек 50 — это только те, кого смог найти я или мои помощники в Интернете. Все данные пострадавших были учтены, по факту выхода текста отправлен депутатский запрос. Я ничего не обещал людям, честно предупредив заранее, что все это иногда работает, иногда — нет. В данном случае не сработало. И как не сработало! Я просил свою помощницу продолжать звонить в МВД и узнавать как там занимаются расследованием данного дела, потому что и мне самому и звонили и писали изо всех концов страны пострадавшие — от Калининграда до Владивостока. Притом, со мной связывались и новые жертвы мошенников. В МВД говорили, что они работают и проч.

Однако, вот такой факт: в тексте упоминается жулик, который организовал «торговлю» аппаратами Apple iPhone (за 3 месяца до начала его официальных продаж). Есть в статье и адрес этого сайта, расположенного на бесплатном хостинге Яндекса (macphone.narod.ru). Этот сайт висел там очень и очень долго, кажется месяца два еще после выхода текста. Знаете как он закрылся? После очередного услышанного в МВД «работа ведется, мы внимательно рассмотрели все изложенные в статье факты, но это дело трудное и т.д.», я просто взял и сам отправил в администрацию Яндекса письмо (как частное лицо): так мол и так — у вас на хостинге существует такой-то сайт, который, как мне кажется, осуществляет мошеннические действия. Просьба проверить. Через 20 (!) минут я получил следующее письмо:

Здравствуйте, Михаил Борисович!

Спасибо за сообщение! Сайт закрыт.

-

С уважением, Корней Зубский

Служба поддержки Яндекс.Ру

И все. Я и не знал, что это так просто. И в МВД, видимо, не знали…

Вообще, есть направления, по которым милиция работает эффективно и действительно помогает людям, но в некоторых вопросах — пустота и ветер свищет.

И это притом, что у нас, как и во всем мире, торговля постепенно перемещается в Интернет. И у нас уже там крутятся миллионы. Не знаю, тут надо создавать какую-нибудь отдельную службу в МВД, нанимать туда каких-нибудь бывших хакеров, как делают за рубежом и т.д. — изучить, в общем, иностранный опыт. Потому что в нынешнем виде все это никуда не годится. Тут на год опоздаешь — уже начнутся проблемы, а российские правоохранительные органы не на год от жуликов, а на десятилетия отстают.

С 2002-го года число пользователей интернета в России выросло с 8 до 35 миллионов. А оборот электронной торговли увеличился с 300 млн долларов в 2001-м году до 1,7 млрд на конец 2007-го года. При этом количество преступлений в этой сфере выросло не в 2 и не в 3 раза, а, по разным оценкам, в 40—50 раз. И жуликов почти не ловят. Они как в рай попали.

Ваш Михаил Борисович Поляков

563


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95





Устаревший браузер

Внимание!

Для корректной и безопасной работы ресурса необходимо иметь более современную версию браузера.

Пожалуйста, обновите ваш браузер или воспользуйтесь одним из предложенных ниже вариантов: