15 мая, согласно распоряжению Минпросвещения, в школах выставили годовые оценки. А с 18 по 31 мая ученикам 1-8-х и 10-х классов рекомендовано «дистанционное обучение в режиме свободного посещения по желанию родителей». Педагоги жалуются, что не только дети, но и их родители истолковали это как окончание учебного года, а некоторые даже принялись его отмечать.
«МК» узнал, какие именно указания сверху школам и семьям оказалось особенно трудно воплотить в жизнь.
В ближайшие после выставления годовых оценок выходные, 16-17 мая, многие с недоумением наблюдали группы школьников, направляющихся на пикники. Некоторые неравнодушные граждане сфотографировали увиденное и выложили в Сеть, призывая обратить внимание на массовые нарушения режима самоизоляции. Отдельные празднующие школяры и сами по привычке выложили видео своих пикников в соцсети, но быстро удалили под давлением родителей, испугавшихся штрафов.
Зато в анонимном порядке многие родители признали, что сами разрешили отметить окончание года.
- Наш сын все равно все это время общался со всеми своими одноклассниками, - обосновывает свою позицию мама 10-классника из подмосковного города Видное. – Парню в 16 лет просто физически тяжело усидеть дома, особенно в хорошую погоду. А одноклассники все в соседних домах. Вот они с ребятами и собираются на поляне, подальше от взрослых. В футбол играют, вечером костры жгут. Мы сначала пытались как-то с этим бороться, но поняли, что это бесполезно. Поэтому против пикника по случаю окончания учебного года мы тоже не возражали, даже сосиски им купили, чтобы они в лесу на костре пожарили.
- А как насчет дальнейшего обучения «по желанию родителей»?
- У нас, как у родителей, такого желания нет. А у сына и подавно. Экзаменов нам в этом году не сдавать, а когда нет стимула, то все это бессмысленно, все равно из головы все вылетит. У сына было два репетитора, мы от них тоже сейчас пока отказались. До лучших времен.
- Как относятся к этому школьные учителя?
- Да они рады без памяти, что почти весь класс отказался от этого непонятного «свободного дистанционного посещения»! Они и сами не понимают, как это должно выглядеть. Без оценок, без заданий! А что тогда делать, сказки им рассказывать?! Наша классная руководительница провела опрос родителей, выяснила, что большинство не претендует на эти уроки. Тогда она сказала, что с теми, у кого есть такое желание, каждый педагог будет договариваться индивидуально.
А вот как оценивает ситуацию преподаватель английского языка одной из московских школ:
- Под «дистанционным обучением в режиме свободного посещения» подразумеваются консультации для обобщения пройденного материала. Да, действительно, оценок и заданий уже не будет. Жалко, что не все родители понимают ценность такой инициативы. При том, что многие тратят немалые деньги на репетиторов. Зато у тех, кто понял, дети получат возможность заниматься с педагогом практически индивидуально, но желающих очень мало, пока во всяком случае.
- А как вы технически к этому подходите? Вот, например, назначен урок – и никто не приходит. Родителей будете обзванивать, проверять?
- Сегодня я, честно говоря, и не ждала никого, кроме 11-классников. У остальных сейчас эйфория, годовые оценки-то выставлены. Но это временно, уверена, что в ближайшие дни желающие появятся. Как дети начнут рваться на улицу как оголтелые, так и у родителей сразу желание появится. Сами позвонят. Пока я просто в родительском чате оставила сообщение с расписанием уроков. Если на урок не выйдет никто, просто не буду его проводить и все.
Обычный режим обучения до конца мая сохраняется лишь у 9-классников и 11-классников. По мнению педагогов, самая сознательная из всех заинтересованных сторон – родители 11-классников:
- Девятым классам отменили ОГЭ – стимул исчез и у детей, и у родителей, - говорит директор школы в Подмосковье. – У 11-х классов ЕГЭ перенесли на осень, последние звонки и выпускные, скорее всего, будут в онлайн-формате – что у подростка на уме при таких обстоятельствах? Экзамены еще не скоро, со сверстниками пообщаться не дают, надо это как-то исправить! В итоге переживают только родители, которым хочется, чтобы ребенок поступил в вуз.
Но именно родители выпускников чаще других делают своим детям послабления в плане выхода на улицу и общения со сверстниками:
- Подростки взаперти с ума сходят! – признается мама 17-летнего 11-классника. – Это может понять только тот, кто заперт с пубертатным отроком в четырех стенах! Если вы своими глазами этого не видели, то и не поймете. Какая уж тут учеба, если им воздуха не хватает, и в прямом, и в переносном смысле.
Почему именно родители выпускников склонны закрывать глаза на встречи своего отпрыска со сверстниками, объясняет психолог одной из столичных школ:
- Со стороны действительно не видно, в каком на самом деле выпускники стрессе! Только изнутри понимаешь, как сбиваются у подростка установки и ориентиры, когда его лишают привычных и долгожданных вех – последнего звонка, выпускного вечера. А экзамены неизвестно какие, неизвестно, когда. Многие родители жалуются, что у них дети на грани нервного срыва. Не только из-за непривычной формы обучения, но и из-за замкнутого пространства, дефицита свежего воздуха и нормального, необходимого в их возрасте общения. К тому же у многих в этом возрасте романтические отношения и, если их запереть, они пойдут на любой риск, лишь бы увидеться. В этих случаях чуткие родители идут на уступки, не афишируя, конечно…
Жанна Голубицкая