Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Креативность или художественное начало?

Глубинная разница

Есть глубинная разница между двумя понятиями, которые на первый взгляд кажутся очень похожими по смыслу.

 

Есть художественное начало. Оно есть в любом произведении. Даже самом коммерческом, просто в один прекрасный момент художественное этому коммерческому уступает.

Но есть и другой аспект также у любого произведения искусства — креативность.

Если вкратце, то художественное начало — это когда произведение ценно само по себе и не зависит от внешних факторов, в то время как креативность только от них и зависит.

Представьте спектакль по классической пьесе, скажем, "Горе от ума" Грибоедова, где текст бережно сохранен режиссёром, но творческое решение спектакля становится креативным актом, когда режиссёр решает поместить действие пьесы в современные реалии. То есть, все ходят в современных костюмах, военных формах, пиджаках, не исключено, что пользуются телефонами, не держат в обстоятельствах этикет позапрошлого века и так далее...

Или, скажем, другой вид креативности: делаем обстоятельства пьесы "Ромео и Джульетта" иными, но точно так же сохраняя текст. Например, перед нами вражда двух семей, но одна из них русская, а вторая, скажем, украинская, и вот мы получаем современный конфликт нетерпимости двух братских народов, которые, несмотря на то, что они братья, всё равно враждуют, позабыв о факте родства. Они ходят в соответствующей атрибутике, развешивают свои флаги, и даже одна семья говорит на украинском, а вторая на русском.

И таких вариаций может быть бесконечное количество.

В данном случае пьесы "Горе от ума" или "Ромео и Джульетта" являются произведением с художественным началом, а вот реакции и решения пресловутого режиссёра — креативностью. Можно так и можно эдак, но к искусству это отношения не имеет. Ну, может, и имеет, но это так просто, скучно и неинтересно...

Насколько же сложно стать соавтором Шекспира или Грибоедова! Дойти до их уровня, а не приблизить их к себе. Дойти до глубинных смыслов текста, понять их, разумеется, по-своему, потому что никто, кроме Грибоедова и Шекспира, не скажет, что они хотели сказать своим произведением, и хотели ли вообще. И сформулировать своё решение и видение этих смыслов через текст классиков.

Это невероятно сложно. Конечно, легче сказать, что эта пьеса современна посредством интеграций современных реалий в текст, но ценнее видеть решение, которое транслирует смысл написанного. Он может быть каким угодно, ведь все мы абсолютно разные,тогда как креативность сводит нас к единому шаблону, где очень много вариаций, но нет художественного начала.

Не так давно ушёл из жизни Владимир Коренев, известный всем по роли человека-амфибии. На одной творческой встрече в родном Электротеатре "Станиславский" он рассказал историю, которая подытожит мысль, которую я пытаюсь донести.

Его учитель как-то раз спросил:

– Володь, а ты смотрел когда-нибудь в калейдоскоп?

– Да, конечно.

– Вот удивительная вещь... Ты смотришь в этот маленький причудливый объектив, и перед тобой в алмазах переливаются кристаллики, которые ежесекундно меняют форму от любых изменений в своей плоскости. Но учёные доказали, что несмотря на нескончаемое многообразие вариаций этих кристаллов, коих может быть тысячи тысяч, человеческому глазу будет интересно за этим наблюдать максимум минуту... Вот так же и со спектаклями, которые могут содержать в себе миллионы форм и решений, но без внутренней наполненности и содержания, которое должен вложить режиссёр, они не имеют смысла.

Сергей Брыляков

326


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95