75-й Венецианский кинофестиваль заливают дожди. Третий день небо разверзают гром и молнии. Так что звездную дорожку по утрам драят швабрами, разгоняя лужи. А пришла стихия с приездом в Венецию российского документалиста Виктора Косаковского, представляющего документальный фильм «Акварела» о воде.
Два вопроса постоянно ему задавали продюсеры, которых он нашел, увы, не на родине: кто главный герой и что это за история? Героиней стала вода. «Акварела» начинается с грандиозной новеллы (она достойна стать самостоятельным фильмом), снятой на Байкале, где пьяные местные мужички проваливаются под тающую ледяную толщу, а потом их и затопленные автомобили приходится спасать МЧС уникальным и доморощенным способом. Дальше последует еще один мощный эпизод с айсбергом, живущим подобно великану у берегов Гренландии. Люди уходят из кадра, остается только вода, и картина что-то теряет. Но вот на экране появляются жмущиеся к стенам затопленных во время наводнения домов перепуганные свиньи, несется вслед за разметавшим пальмы по шоссе ураганом невидимый нам автомобиль — и снова все наполняется жизнью. А вода сама по себе мертва, от ее величия веет смертью, способной превратить «Акварелу» в высококлассную работу в духе National geographic.
На пресс-конференции Виктор Косаковский разливал по столу воду из бутылки, вспоминал о девочке с Байкала, подтолкнувшей его к созданию картины. А потом он обратился к присутствующим с призывом не забывать об Олеге Сенцове, от волнения и бессилия что-либо изменить расплакался. Время шло, и Майку Ли пришлось подождать, прежде чем поучаствовать в следующей пресс-конференции. На груди Косаковского были приклеены три единицы. Именно 111 дней на тот момент продолжалась голодовка Сенцова.
В программе фестиваля, набитой до отказа картинами самого разного уровня, иногда совершенно не обязательными, нет фильма «Грех» Андрея Кончаловского, который изначально был нацелен на Венецию. Вот аргументы «за». Кончаловский — многократный лауреат Венеции, только в последние годы он получил двух «Серебряных львов» за режиссуру «Белых ночей почтальона Алексея Тряпицына» и «Рая». «Грех» — копродукция Италии и России, снят на итальянском языке и в тех местах, где жил и творил итальянский гений Микеланджело. Главную роль сыграл итальянский актер Альберто Тестоне. В проекте участвовал итальянский продюсер Паоло дель Брокко, возглавляющий правление ведущего итальянского телеканала RAI, а это главный медиа-партнер Венецианского фестиваля. На недавнем ММКФ он возглавлял жюри. Другая картина «Работа без автора» немецкого режиссера Флориана Хенкеля фон Доннерсмарка, созданная при участии Брокко, будет показана на днях в главном конкурсе. Неужели «Грех» настолько не понравился отборщикам? Кончаловский зашел на сакральную для итальянцев территорию. Снимал бы про своего великого предка Сурикова — история могла бы быть иной. В ближайшее время он все равно приедет в Венецию с Театром им. Моссовета, который покажут в легендарном театре Ла Фениче.
Пока лучшее в конкурсе — «Рим» Альфонсо Куарона, сделанный после «Гравитации» на родном испанском языке. Он вернулся к замыслу, возникшему много лет назад и отсылающего к 1970-м, к детству режиссера, которое прошло отнюдь не в Вечном городе, как можно предположить, исходя из названия, а в одном из районов Мехико. На редкость атмосферная черно-белая картина, завораживающая с первых кадров с потоками мыльной воды (опять вода!), рассказывающая о жизни прислуги, ставшей членом многодетной семьи и потерявшей собственное дитя. Предчувствие смерти овевает фильм, как и многие другие, которые как на подбор обращаются к смерти. Еще одно возвращение к себе прежнему — «Двойные жизни» французского режиссера Оливье Ассайаса о парижских интеллектуалах, ведущих нескончаемые разговоры о литературе и жизни, казалось бы, утраченные в этом мире, о перекрестных любовных связях и треугольниках. Кажется, что — издатель (Гийом Кане), его жена и актриса (Жюльет Бинош), писатель и его подруга знают друг о друге все, но делают вид, что ничего особенного не происходит.
Историческую драму «Петерлоо» британского классика Майка Ли способен досмотреть до конца лишь истинный киноман, который будет вознагражден грандиозными сценами народного протеста в Манчестере 1819 года, когда возмечтавшие о свободе и правах люди вышли на улицы и были изрублены саблями и штыками. Майк Ли открыто проводит параллели с современными реалиями: Великобритании времен Brexit, США эпохи Трампа. Никакой надежды на справедливость и возможность что-либо изменить история манчестерской бойни не оставляет.
Больше всего шума произвела Леди Гага, прибытие которой на остров Лидо сравнили с визитами голливудских див золотой поры Голливуда. Она представляла дебютный фильм голливудского актера Брэдли Купера «Звезда родилась», где сыграла начинающую карьеру певицу, а Купер — ее возлюбленного и мужа, стареющего музыканта и алкоголика Джексона Мейна. Сыграл, кстати, энергетично и деликатно, чего не скажешь о Леди Гага, актерские возможности которой скромны. Это ремейк мюзикла 30-х годов, не раз привлекавший кинематографистов. До Леди Гага эту роль сыграла Барбара Стрейзанд. Восходящая звезда получает премию «Эмми», а ее муж едва стоит на ногах, прямо на сцене справляет нужду, они — два мира, которым не сойтись, но вопреки всему они вместе. Леди Гага вспоминала о своем опыте: «Я начинала в 19 лет, бегала из бара в бар, из клуба в клуб в поисках работы, чтобы только иметь возможность петь».
Теперь она затмила Венецию безумными туалетами, которые всюду критикуют, но только не в Италии, где склонны ко всему яркому и вызывающему. Платье словно из розового фламинго, перья которого трепетали на ветру, это было нечто незабываемое. Леди Гага такая, какая есть, и героиня ей под стать. Не хватает изящества, но есть естественность и полное отсутствие зависимости от чужого мнения. Звездную дорожку в день премьеры украсила Кейт Бланшетт в изысканном платье с дрожащими перьями вокруг декольте. Возлюбленная Купера и мама их общей годовалой дочки Леи — российская модель Ирина Шейк появилась в золотом платье от Донателлы Версаче, сопровождавшей свое творение на звездной дорожке.
Автор: Светлана Хохрякова