Московский театр мюзикла открыл новый сезон премьерой спектакля «Жизнь прекрасна». Рекомендуется любителям популярных песен разных лет и поклонникам музыкального театра.
Постановочная команда (режиссер — Марина Швыдкая, художники Эдуард Кочергин и Галя Солодовникова, хореограф Ирина Филиппова) обратилась к старинному жанру ревю, позволяющему и спеть, и потанцевать, и поговорить. То есть полноценно представить возможности труппы во главе с повсеместно востребованными Ефимом Шифриным, Алексеем Колганом и Валерией Ланской.
Тон представлению задали искрометная увертюра к фильму «Дети капитана Гранта» (дирижер оркестра — Сергей Иньков) и другие воодушевляющие опусы Исаака Дунаевского. В «Песенке про капитана» на сцене появился худрук театра Михаил Швыдкой в капитанской фуражке и в окружении бравых моряков. Напел-наговорил куплеты, отбил чечетку и повел концертный корабль уже в качестве рассказчика. Личные воспоминания («Радио в нашем доме не выключалось от гимна до гимна») чередовал с историями из жизни артистов («Всех репрессировали, а Утесов остался на свободе и с фотоаппаратом»), информацию о песнях — с фактами эпохи. Словом, в соответствии с правилами ревю развлекал и просвещал.
После лирической «Всё стало вокруг голубым и зеленым» (милующаяся пара, качели, переливы радуги) завыла сирена, радугу сменили отблески пламени и зазвучали военные песни. Жизнь тем не менее оставалась прекрасной: ведущий процитировал драматурга Михаила Рощина — «Будь проклята, война — наш звездный час», артисты зажгли зал оптимистической «Смуглянкой». Далее настала очередь музыкальных жемчужин трофейного кино, в том числе «Серенады солнечной долины» и «Большого вальса», и нашей собственной гордости — классики 1960–1970-х: от «Я шагаю по Москве» до «Хороших девчат». Когда-то эти сочинения корили за легкомыслие и мелкотемье, а сегодня считают песенными шедеврами.
До контента следующих десятилетий дело не дошло, но не по причине отсутствия достойных образцов. Создатели спектакля довольно неожиданно вспомнили, что именуются театром мюзикла, и оставшееся время посвятили профильному жанру, как отечественного («Золушка», «Преступление и наказание»), так и зарубежного происхождения («Кабаре», «Весь этот джаз»). Завершился вечер духоподъемным фрагментом из недавней премьеры театра — «Принцессы цирка» Имре Кальмана. Публика подпевала и аплодировала.
Спектакль, представленный на Пушкинской площади, не имеет отношения ни к одноименному фильму, ни к одноименной программе, которую Михаил Швыдкой вел на телевидении. Жизнь прекрасна — это скорее позиция, девиз, кредо, декларация. Не нравится окружающая реальность, твори свою, где всё гармонично, — и наслаждайся. Авторы спектакля в Театре мюзикла так и делают, причем уже несколько лет. Рецепт прост — любимые народом песни (и те, что на слуху, и те, что подзабыты) подаются с соответствующим конферансом и сценическим оформлением. Принцип изложения может быть как хронологическим, так и произвольным, главное — найти общую тему. И это тоже просто. Тема — «песни, которые нас объединяют» — можно сказать, напрашивается. А поскольку объединяет нас множество прекрасной музыки, проект практически неисчерпаем. Премьеры при желании можно делать каждый месяц — материала хватит на годы.
Светлана Наборщикова