Даже абстрагировавшись от пропаганды успешного образа жизни, легко на примере себя и окружающих заметить, насколько пагубным может быть привычка останавливаться на полпути. Чаще – когда больше, чем полпути, уже пройдено.
Знаменитый принцип Парето гласит: «20% усилий дают 80% результата, а остальные 80% усилий – лишь 20% результата». Переводя на бытовой уровень, это значит, что почти всю нужную работу мы выполняем за удивительно малую часть времени, но именно для того, чтобы как следует закончить её, потребуется в четыре раза больше времени. То есть, если на написание реферата требуется 10 дней, 80% мы напишем всего за два дня, а остальные восемь суток – доделываем 20%.
Конечно, этот принцип – не линейный, поэтому в какие два дня конкретно мы будем выполнять 80% работы – неясно. В первые два, в последние два, за один в конце и один в начале – неизвестно, но общий принцип ясен. Получается, что завершать работу всегда сложнее, чем начинать; многие и многие нюансы и детали способны занять вчетверо больше времени, чем основная работа.
Отделкой заниматься тяжелее, чем фундаментом. И так – во всём.
У меня есть товарищ с удивительной судьбой. Все школьные годы он, как и большинство, учёбой особенно не занимался: как-то учил, как-то сдавал, как-то оценки ставили. Интереса к предметам не проявлял: ходил в спортзал, носился на стадионе, фотографировал мышцы в зеркале. После неудачного ЕГЭ красавец отправился в армию, и там, после полугода, его настигло просветление. Он начал интересоваться будущей жизнью, возможной учёбой, литературой – в общем, стал думать в интересном направлении. Его энтузиазм поддержали и после службы отправили на специальные курсы при нашем университете на полгода, по окончании которых надо заново сдавать ЕГЭ и поступать. В общежитии мы и встретились.
Ему и многим другим только отслужившим читали лекции профессора нескольких факультетов, готовили к будущим экзаменам, старались всячески помочь. Большинство ребят, конечно, на лекциях болтали и сидели в телефонах, но мой товарищ слушал, записывал, старался внимать. Вечером, за кружкой чая или чего немного покрепче, я рассказывал ему о литературе: героях, писателях, сюжетах, параллелях. Часто разговоры длились до ночи, а на следующий день – то же самое. Очень сдружились, и я старался максимально помочь ему теми знаниями, которыми сам обладал. И товарищ старался меня слушать.
Но прошло два месяца увлекательных занятий, и мой товарищ скис. Перестал ходить на курсы, спал, пил газировку и ел чипсы, уговорил меня бегать по вечерам в парке. Бегать-то бегали, конечно, но а поступление-то? Да-да, говорил он, не бойся, Борян, всё будет хорошо, сдам. И, само собой, через пару месяцев экзамены, которые сдаёт неплохо, но всё-таки недостаточно для поступления в наш вуз. Поступил, конечно, в другой, в своём городе, а я остался в общежитии без верного слушателя.
И как можно назвать случившееся? Лень, лень, лень? Само собой, большая часть. А ещё? Непонимание того, что надо завершать дело до конца; незнание, что необходимо в конце как раз сильнее давить на себя; недальновидность, помешавшая исполнить мечту, которой вроде бы так загорелся поначалу!
Ну даже ладно, пусть оно было, это понимание, – а что с того? Не способен человек переступить через себя, через эту лень и тягость. И те, которым успешно удалось всё же добиться цели, вряд ли могут хвалиться своей исключительной ответственностью и усидчивостью. Повезло вам – и всё. И радуйтесь. А большинству, к сожалению, не везёт, и задуманное дело – мечта, успех, работа – оказывается недовыполненным. Это как бросать мяч в корзину и при промахе говорить: «Почти попал!». Ага, но почти – не считается.
«Широк человек, слишком широк, я бы сузил», – говорит Дмитрий Карамазов. И верно: но если и сужать, то только в вопросах завершения дел.
Борис Поженин