Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Лишние

Почему пожилые учителя в провинции получают копейки, несмотря на свой стаж?

Прочитав материал «МК», где свою историю рассказывает учительница, начавшая воровать, некоторые люди приходят в ужас. Однако те, кто живёт в глубинках, далеко от крупных городов и цивилизации, увидят лишь обычную для этих мест ситуацию.

Учитель в законе

Существует мнение, что профессии учителей, медицинских работников, полицейских и пожарных крайне низко оплачиваются. Одновременно это правда и ложь.

Правда, в том плане, что оклад в размере 30 тысяч за полноценную пятидневную рабочую неделю — это очень мало. Для того, чтобы хотя бы в полтора раза приумножить свои доходы, учителю приходится брать дополнительные занятия, кружки, секции и подготовку к экзаменам.

Ложно в этом утверждении то, что не только у этих людей низкая зарплата. Чем большее количество километров отделяет вас от столицы, чем дальше вы отдаляетесь от какого-либо крупного города, тем меньше эта средняя зарплата.

Если бы мы  смотрели на это с точки зрения физики, то возникло ощущение, что деньги, «отправляясь» в некую отдалённую точку, в связи с некоторыми  погрешностями, «стачиваются», теряясь по дороге. И из отправленных московских 100% в Тюмень, например, доходит 70%, а во Владивосток — 40%. Соответственно, эта же система наблюдается при отправке из центрального города в мелкий населённый пункт.

Так что крайне велика вероятность того, что продавцы, у которых в магазине воровала еду эта бабушка, получают ещё меньше. Даже в некоторых магазинах отдалённого Подмосковья за пятидневную рабочую неделю кассиры могут получать 20, а то и 15 тысяч, а это, практически, граничит с прожиточным минимумом. Но ведь учитель — это, как предполагается, интеллигентная, уважаемая профессия, от которой зависит будущее страны. Неплохо бы за такое платить в разы больше, чем людям, которые делают что-то только ради собственной выгоды.

Тем не менее, 30 тысяч — это не повсеместная зарплата. Есть множество факторов, которые влияют на размер оклада и зарплату в сумме. Например, оклад может зависеть либо от количества классов, которые ведёт учитель, либо от количества учеников в классах, которые, опять же, ведёт учитель. Так что если это начинающий учитель, и ему пока доверили только два класса, то за 10 (максимум) уроков в неделю получать 30 тысяч — это очень даже хорошо.

Но тут у нас идёт речь об учителе русского с 30-летним стажем, которая любит свою работу и подходит к ней с полной ответственностью. Но все ли это критерии, которые нужны учителю для хорошей заработной платы?

Невостребованный опыт

Не выплачивать пожилым учителям с таким огромным стажем их полноценную заслуженную зарплату могут по разным причинам. Например, так как человек пожилой, его начальство может думать, что не особо этому человеку и нужны деньги. В конце концов, если они не в полной сумме доходят до начальства, почему они должны в полной мере доходить до сотрудника?

Таких примеров масса, а вот найти ситуацию обратную, где довольные жизнью и зарплатой учителя приезжали на шикарных машинах в школу, а директор тихонько подъезжал на автобусе — сложно.

Ещё одна причина — это нежелание, неумение и даже невозможность учителей с огромным стажем подстроиться под современные стандарты и реалии системы образования. Это ни в коем случае не отрицает и не умаляет их педагогического таланта, умения и желания работать с детьми, полной отдачей своей профессии, но сейчас из-за процессов цифровизации, информатизации, а также подрастающих представителей поколения Z происходит смещение приоритетов.

В этой ситуации есть, конечно, и вина чиновничьего аппарата — вместо использования технологий в рамках образовательного процесса, они задействованы для работы с бумагами: прохождение вебинаров для галочки, подготовка отчётов, перенос оценок из журнала в таблицы и наоборот, а также подготовка интерактивных заданий, которые без задействования компьютерных технологий в 2019 году смотрятся очень грустно.

И учителя старой закалки — это, в большинстве своём, прекрасные люди. У них за плечами опыт работы при двух совершенно разных системах. Они учились по тем учебникам, которые действительно были разработаны для развития научного аппарата, а не для отметки галочками всех требований стандартов. Эти преподаватели (если они, конечно, со всей ответственностью подходят к своей работе) заслуживают и уважения, и достойной заработный платы, и стажа, после которого они смогут со спокойной совестью выйти на пенсию.

Но им крайне трудно приспосабливаться к новым поколения, новым технологиям и новым требованиям. Например, принять сам факт того, что теперь ребёнок с большим успехом ищет информацию, а не запоминает её, готовы принять единицы. Телефоны по-прежнему остаются вредителями вместо того, чтобы успешно интегрироваться в образовательный процесс.

Пожилые учителя — невероятные герои и они не заслуживают быть забытыми или брошенными государством хотя бы потому, что они работали не это самое государство практически всю свою жизнь. Но также как они не хотят пускать технологии в современное образование, их начальство всё реже хочет сохранять этих людей на рабочих местах.

Приговор — глубинка

Наверное, в городе у пенсионеров больше шансов на выживание. Но это только предположение.

С одной стороны, жизнь в городе спокойнее после выхода на пенсию. В конце концов, у городских жителей с большим опытом работы и пенсия больше, чем у деревенских. Но ведь мы отталкиваемся от Москвы или любого другого крупного города, как от города возможностей. Для кого? Понятное дело, что для молодёжи, взрослых, но не пенсионеров.

И в городе и за городом есть возможности для подработки уже на пенсии: где-то можно посидеть в роли комендантши, где-то можно сходить на рынок и продать то, что долго и упорно выращивал на огороде. Разница в том, что люди за городом с первой работы привыкают подстраиваться под ситуацию и работать там, где можно получить денег. Некоторые сочетают работу в школе и местной газете. Другие — днём стоят на смене продавцами, а вечером разносят в забегаловке еду.

Если не получается работать, то, как в данном случае, приходится прибегать к некоторой хитрости — подворовывать, обманывать. Кто не может этого — стоит в очереди за просрочкой. Или занимают у соседей. Или сдают бутылки. Или роются в мусорных контейнерах. Или ходят по электричке, выпрашивая деньги.

Эта история с учительницей уникальна потому, что она захотела, чтобы о ней написали. Но на самом деле — это рядовой случай для провинции. И отношение к этому, как к чему-то нормальному, одновременно пугает и не даёт сойти с ума от творящегося произвола.

Роман Морозов

 

23


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95





Устаревший браузер

Внимание!

Для корректной и безопасной работы ресурса необходимо иметь более современную версию браузера.

Пожалуйста, обновите ваш браузер или воспользуйтесь одним из предложенных ниже вариантов: