Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Лолита, которую мы потеряли (интервью с Ириной Климовой)

Написано в 1998 году

Вы видели ее в "Зимней вишне" и "Петербургских тайнах".

Она была блистательной Магдалиной в рок-опере "Иисус Христос - суперзвезда".

Вас наверняка пронзили ее видеоклипы на песни "Детский сон" и "Романс".

Ирина Климова рассказывает о себе так откровенно, как это делают дети и настоящие артисты.

Она может сыграть и Джульетту. Она может сыграть все роли, требующие очарования юности и женской прозорливости. Но она уже сыграла Лолиту, сама того не ведая. Десять лет назад. В телефильме "Рудольфио" Ирина появилась пятнадцатилетним созданием (актрисе тогда было 22) со странным именем Ио, которое обрушилось на вполне рядового Рудольфа со своей влюбленностью. Лолита наоборот. Она пыталась оторвать от земли мужчину старше себя на жизнь, а то и две. Глазастая девчонка, уверенная в праве делать других счастливыми, несмотря на их сопротивление. В чем трагедия Лолиты? Мужчина хотел, чтобы она никогда не взрослела, но в ее годы мечтаешь выглядеть старше, влюбиться в десятиклассника и чтоб он находил тебя достойной взаимности. В чем драма Ирины Климовой? В ней видели маленькую, а она настаивала на взрослом отношении. Такова ее Слоник в "Зимней вишне". Деловитая риэлтерша, устраивавшая судьбу героя, как очередную сделку с недвижимостью. Но по любви! Такова Долли в сериале "Петербургские тайны". Согласна заключить брак с мужчиной, который к ней равнодушен, потому что любит сама. Ей кажется, что сможет любить за двоих при условии его покорности. Гумберт молился бы на нее. Или убил?

Особые приметы. Глаза синие, брови надломленные, скулы широкие, волосы - пшеница в инее, шипящие произносит так сочно, будто целует. Возьмется повести вас через мрачный, опасный лес, не ведая дороги. Плакать от отчаяния будет по ночам в гордом одиночестве, втайне от всех. Каждое утро станет внушать вам веру в скорое прибытие и сама поверит в это первая. И засияет глазами, как доктор, призванный облегчать чужие страдания, потому что его собственные волнуют только его. Но для них остается ночь.

- Ира, ты каждым своим поступком кому-то что-то доказываешь?

- Может быть, я пытаюсь угадать, чего от меня ждут, и не разочаровать. Я замечала, что, когда люди начинали делиться со мной своими проблемами, я часто не знала, что сказать, но делала умное лицо и что-то изрекала, только бы не подумали, что я пустышка.

Рождение. Маме не удавалось вытолкнуть ее трое суток. Вытащили с помощью вакуумного прибора. Может быть, девочка очень хотела быть, а мама сомневалась? У них до сих пор отношения одноименно заряженных частиц.

- Я долго просила родителей подарить мне братика или сестричку, а когда поняла, что этого не будет, попросила щенка. Купили. Он был совсем крохотный, его надо было из соски кормить, я побежала за ней в аптеку через дорогу и чуть под машину не попала - ничего не видела от счастья. Собака прожила у нас двенадцать лет, и я сильно убивалась, когда ее не стало. Кошек терпеть не могла. Зато сейчас у меня их три. Катю - персидскую дворянку - мне подарил Валера, муж, чтобы я не скучала. Второго кота купили, чтобы не скучала Катя. Потом у них родились котята, и мы одного оставили. Чтобы мать не тосковала, хотя материнский инстинкт у нее очень быстро иссяк. Я же стала кошачьей акушеркой и лекарем: дворовые кошки приносили мне под дверь новорожденных, чтобы я их выхаживала.

Она готова принять в себя любую ситуацию и обжить ее. Не любила кошек - полюбила. Увлеклась, втянулась. Раз это кому-то приятно. Мужу, например.

Первая любовь. К имени Валера она привязана с детства. В пять лет влюбилась в соседа по коммуналке - Валеру. У него были усы и мотоцикл. Что из этого ее возбуждало, не помнит. Сейчас растительность на мужском лице ей безразлична.

Родители. До седьмого класса ей запрещали покидать пределы двора. И она послушно не выходила. Потому что за ослушание наказывали плетеным ремнем. Помнит, как помешала папе смотреть футбол, канюча, что по другой программе мультфильмы. В результате отлетела к балкону, ударившись о стену. В родительском доме Ирина о многих хозяйственных делах не имела понятия, откуда, например, бралось чистое постельное белье. Это было на маме. Она же пресекала попытки дочери научиться готовить ревнивым восклицанием: что, уже пора? Подразумевая ее замужество и свою потерю. Дочь чувствовала себя предательницей.

- С мужем мы долго жили в комнате без мебели. Был только матрас на полу. Но я совершенно не замечала, что это мало похоже на дом, пока вдруг не очнулась и не увидела, как черны от грязи стены, и никто не собирается их отмывать. С тех пор каждое утро мою пол, очищаю одежду от кошачьей шерсти, не могу остановиться...

Замужество. С Валерой она познакомилась на репетициях спектакля, который так и не состоялся. Проходу ему не давала. А он не обращал на нее особого внимания, относясь как к младшей сестре. Дружить, общаться - да, но не семью создавать. Она носила каблуки и мини-юбки, чтобы доказать свою взрослость. Ей казалось, что без этого выглядит совсем девчонкой. Первая объяснилась ему в любви. Наверное, однажды он понял, что с ней лучше, чем без нее, и если для этого требуется обвенчаться, то пусть так. Под венец Ирина рвалась из-за фаты и свадебных фотографий: у мамы они есть - значит и у нее будут! Заимела, положила и успокоилась. В загсе не расписывались. Зарегистрированный брак ее родителей превратился в формальность: живут в одной квартире, но продукты в холодильнике держат на разных полках.

- Во мне была такая обида на родителей за все, что они мне сделали и чего не сделали, за все, что сделали друг другу, что я свою семью пыталась создать из мести, чтобы в моей супружеской жизни все оказалось по-другому. А получалось наоборот, потому что я владела их же методами и никаких других не знала. Топала по проторенной колее, была со своим мужем, как мама с папой. Она тоже первые полтора года все для него делала в ущерб собственной жизни, карьере, пылинки сдувала. И вдруг резко задумалась, что подставила, мол, шею, а ее оседлали, и едут, едут, без всякой благодарности. Избаловались. И проснулось чувство жалости к самой себе. Так и у меня. Я не заметила, как лишила Валеру свободы, а потом начала ворчать, что он такой несамостоятельный. Он стал от меня прятаться в себя, чтобы сохранить остатки индивидуальности, окончательно во мне не потеряться. Я его задавила. Относилась к нему, как к сыну, которого по-матерински надо опекать, иначе заблудится и пропадет.

Деньги. Валера два года проработал в риэлтерской фирме, приобрел две квартиры, которые они сдали под офисы. На этот доход и существуют. Хлопотно, правда. Одни квартиросъемщики сбежали, не заплатив. Оставили в пустом помещении компьютер. Ирина решила, что ей послано очередное испытание на самостоятельность: сможет овладеть этой машиной или нет? Научилась, никого не обременяя. Повод для гордости собой. Так было и с автомобилем. Женщины за рулем вызывали у нее уважение. Решительностью и целеустремленностью. Ей важно было доказать себе и другим, что она из их числа. Доказала.

- Какое у тебя актерское амплуа?

- Наверное, героиня. Я всегда к этому стремилась. А меня пытались засунуть в "мальчиков и девочек". Когда я в семнадцать лет поступала в театральное училище, то выглядела лет на тринадцать, голос был звонкий, задорный, от меня ждали на экзаменах что-то из репертуара "Пионерской зорьки". А во время учебы выбирала для самостоятельных отрывков какие-нибудь трагедии - поломанные судьбы, уходы из семьи, аборты. Все время подчеркивала, что я не "голубая героиня".

Театр. После училища двенадцать столичных театров пожелали принять ее в свои труппы. В Ленкоме сразу ввели на роль Кончитты в "Юноне и Авось". Узнав, что таким способом из спектакля выживают другую актрису, она отказалась от места. В театре им. Моссовета ее привлекла поверхностная атмосфера дружелюбия. А вглубь она и не стремилась. Лишь бы работать не мешали. Ее не взлюбила коллега, чей типаж она олицетворяла, выигрывая молодостью. Коллега пыталась помешать внедрению Климовой в труппу. Но Ирина была убеждена, что место есть каждому, не собиралась ни с кем соперничать и не жаждала вливаться в коллектив. Ей интересно просто выполнять поставленную перед ней задачу. Если она вгрызается во что-то, то по сторонам не смотрит - как бег в аптеку за соской для щенка.

- Больше всего я боялась, что вахтер на входе остановит меня и станет спрашивать документы, потому что не узнает. И как унизительно я буду доказывать, что работаю здесь. На сцене же совсем не волновалась - там была чужая жизнь. Я своей жизни боялась.

В детстве она хорошо переводила иллюстрации, а из головы рисовать никогда не получалось. Наверное, это суть идеального актера. Быть переводной картинкой. В детстве она убегала от семейной атмосферы в маленькие радости: собаку, нарядные платья, музыкальную школу, театральную студию. С удовольствием пела и читала стихи для гостей и на всех утренниках-вечерниках, потому что в эти минуты ее награждали любовью. И мама-папа гордились ею.

Уход. Сыграв за пять лет главные роли в четырех спектаклях, она покинула театр. Во-первых, случился кризис: публика не ходила. А зачем играть, если на тебя никто не смотрит?! Во-вторых, сложилась самозабвенная любовь с чужим мужем. Она даже стихи начала писать. Его тоже звали Валера. Боль обманутой супруги Ирина ощутит позднее, когда изменят ей. Жизнь прокрутит ситуацию вторично - по заявкам несмышленышей. Чтобы додумала до конца. А тогда ОНА была соблазнительницей. Спасителем явился другой Валера - она привела будущего супруга на главную мужскую роль в спектакль "Иисус Христос - суперзвезда", где пела партию Магдалины. Но его не утвердили. И вот тут Ирина хлопнула дверью. Наверное, так она послала школьную учительницу, которая велела ей, новенькой в классе, в первый же день помыть парты и доску.

- И вот спустя шесть лет ты вернулась в театр. Что же произошло?

- Соскучилась. Играть-то хочется. Мы случайно встретились с Сережей Виноградовым, и он рассказал о новой постановке, о том, что никак не могут найти исполнительницу. Причем репетировала актриса по фамилия Климова, только звали ее по-другому. По версии руководства, она ушла в декрет. И Сережа сказал, что они с главным режиссером вспоминали про меня. На следующий день мне позвонили из театра и пригласили зайти.

- Пьеса понравилась?

- Стопроцентно моя роль.

"Куколка". Пьеса Теннеси Уильямса. Первая постановка на российской сцене. Ирина играет девятнадцатилетнюю девушку, которую выдали замуж за пожилого господина с условием, что он не тронет ее, пока ей не исполнится двадцать. Но в вожделенную ночь мужа опережает другой - молодой и крепкий (Сергей Виноградов). С ним она и уходит. С мужчиной, разбудившем женственность. Потому что своей любовью он пробудил и ее доверие. И она разрешила себе повзрослеть в одну ночь.

- В прошлом году, в день рождения мужа, 8 марта, ты выпустила свой первый песенный альбом "Я так устала ждать". Зачем тебе эстрада?

- Хочу создать новый женский образ. Если посмотреть на наших певиц, то это чаще всего образ проститутки или полной дуры. Обидно.

- В "Петербургских тайнах" был эпизод, когда ты исполняла романс, аккомпанируя себе на фортепиано. Но голос как будто не твой. Тебя озвучивали?

- Нет, это мой голос. И играла сама. Я же закончила музыкальную школу по классу фортепиано. В 16 лет у меня открылось колоратурное сопрано, поставленное от природы. Было время, когда я пела романсы Рахманинова и Беллини. Венгерский композитор Шандор Каллош строил на мой счет грандиозные планы. Под его руководством я исполняла сонеты Данте и Петрарки, он аккомпанировал мне на лютне и мечтал устраивать концерты в старинных замках. Он был раза в три меня старше, и, возможно, относился исключительно по-отцовски, но мне почудилось иное, и я сбежала.

 

Когда ей говорят, что она красива, умна, талантлива, ей кажется, что это о ком-то другом. Ирина помнит, как стоило ей пройти с мальчиком за руку, она получала в лицо от мамы: "шлюха". В 18 лет пошла с подружкой в церковь и окрестилась. Но крестик носить не может. И никаких украшений не терпит на шее, в ушах, на руках - мешают. Ничего кроме обручального кольца не держится.

- Я знаю, что ты посещаешь психологический курс, тебе интересно разбирать нюансы собственной личности, но, наполняя себя этими знаниями, не вытесняешь ли ты пустоту, которая нужна актеру для ролей, чужих биографий? Ведь говорят, что идеальный артист - незаполненный сосуд.

- Возможно. Но, думаю, что такова моя судьба - лет через пятнадцать стану психологом. Скорее всего детским. Потому что оттуда все начинается. То, чем мы занимаемся на курсе, очень похоже на то, что происходит на сцене. Новичку может показаться, что люди играют спектакль, но поскольку он из их жизни, они решают свои проблемы - плачут, смеются, ругаются - по-настоящему, хотя перед ними не их мужья, жены, родители, просто выбираются люди, которые чем-то похожи. И мне теперь гораздо легче разобрать роль, зная законы, по которым мы живем. Мне кажется, что любой хороший артист -  психолог по своим внутренним навыкам. Но на занятиях первое время мне давалось все труднее, чем другим: я заставляла себя не играть. Был соблазн притвориться, все подумали бы: о, как она здорово выполнила упражнения! Но результат нулевой, потому что требуется вынуть собственные чувства.

Психологический курс. Поначалу она боялась переживать СВОЕ публично. И профессию нашла удачную, освободив себя для переживаний чужих ситуаций. Так и рождаются актрисы. В том числе из того, что родители несчастливы вместе и бьют тебя, не всегда объясняя за что. Побив ее, мама сама хваталась за сердце. И дочь капала ей лекарство. В собственном замужестве Ирина принималась швырять посуду и кидалась на мужа с кулаками, когда не находила слов-аргументов. Особенно часто это происходило в тот год, что сидела дома, покинув театр. Энергия-то накапливалась. И куда ее девать? После занятий на курсе, куда ее подтолкнула личный астролог, Ирина почувствовала, что любит людей. Всех! Так у нее и бывает: узнает что-то новое - и на этом застывает, топчется, с разных сторон осматривая. А новые загадки-проблемы уже обступают, окольцовывают, вгоняют в тупик. И снова - паника. И - рывок к свободе, свету, знанию. Опять какому-то одному. Но таким способом, по шажку, тоже можно мудреть.

- Какова роль астрологии в твоей жизни?

- Раньше была очень большая. Когда у меня появился компьютер, я купила астрологическую программу и научилась составлять карты, гороскопы. Себе и друзьям, если просили. Я высчитывала по календарю: нет, сегодня неудачный день, не буду ничего делать. И многого не сделала.

- А личный астролог тебе нужен как поводырь?

- Пока - да. Это идет от моей неуверенности и  недоверия к жизни.

Астрология. Она сама высчитала точный день и час собственного бракосочетания. Это оказалось воскресенье: загсы закрыты, оставалась только церковь. Венчались в храме Большого Вознесения, где венчался Пушкин. Она была в платье, сшитом вместе с подругой для первого клипа Ирины "Детский сон". Накануне она выступала в нем на вручении музыкальной премии "Овация".

- Почему кино сейчас от тебя далеко?

- Не знаю! Ужасно переживаю по этому поводу. Я посылаю импульсы в пространство: хочу, хочу сниматься, найдите меня! Был период, когда я очень легкомысленно к этому относилась, отказывала, вместо того, чтобы соглашаться на маленькое ради большого. И скорей всего меня подзабыли. И потеряли. Возможно, надо просто отдать в картотеку свои данные, фотографии, и как-то решить этот вопрос.

- Если бы тебе в театре предложили участвовать в мюзикле, это было бы заманчивее, чем твои одинокие попытки на эстраде?

- Мне очень хотелось участвовать в мюзикле "Метро", который в апреле начали ставить на сцене театра оперетты поляки. Мне понравилась музыка. Какое-то время я репетировала, но режиссер почему-то посчитал, что эта работа не для меня. Причем основным аргументом был возраст - на ту работу, которую я хотела делать, взяли шестнадцатилетнюю девочку, хотя сцена это не кино, не думаю, что я так старо выгляжу. И, оказалось, ему не нужна была профессиональная артистка.

- Ты бы согласилась сыграть Лолиту?

- Да, несмотря на то, что мне тридцать два.

- Но ты не выглядишь на столько!

- У меня тут беда случилась в Турции, где мы с Валерой отдыхали. Мне не налили пиво в баре, потребовали паспорт. Не положено наливать до 18 лет. Я подумала: сволочи, пошли бы лучше к польскому режиссеру и сказали, на сколько я выгляжу. Бармен спросил у меня возраст. Я замялась, но решила быть честной: тридцать два. Он в ответ: не верю! Позвала мужа. Подтвердил. Бармен опять не поверил, заявил, что без документа не нальет. Пришлось подняться в номер, принести паспорт, и он долго сравнивал меня с фотографией.

- Так почему ты сыграла бы Лолиту?

- Мне нравится ее непосредственность.

- А стервозность и безжалостное отношение к мужчине?

- Мужчина сам позволил многое с собой сделать.

- На что ты готова, чтобы защитить собственного мужа от посягательств других женщин?

- Теоретически я могу многое сделать. У меня были моменты, когда, сидя дома, я мысленно стирала в порошок эту... девушку. Но практически не делала ничего. Разве что плакала в подушку. Его выбор, его право. Вряд ли я должна вмешиваться. Единственное, что зависит от меня, это постараться сделать так, чтобы он не замечал посягательств других женщин. Но если уж заметил... Если ему лучше уйти, значит, надо отпустить.

Ей нравится и самой быть поводырем для кого-то, кто нуждается в помощи. Но обижает, когда человек отнимает ее энергию, мысли, время, а потом отряхивает перышки и идет себе дальше, как будто не было ее советов, не морочил ей голову, не имел никаких проблем.

Она говорит: "Я не понимаю проституток. Как можно - без чувств?" Я отвечаю: "Можно. Работа такая - не чувствовать". Но она все равно не принимает.

- Валера до сих пор относится к тебе как к ребенку?

- Иногда. Но я действительно порой веду себя как ребенок, ужасно безответственно. Доходит до смешного. Вот сейчас я обставляю собственную квартиру. Моему мужу это не нужно до такой степени. И это не его забота. Моя! Но, покупая вещь, я все время думаю: а вдруг это кому-то не понравится? Пока не разозлюсь на себя и не скажу строгим голосом: Ира, хватит, в конце концов кто тебя будет оценивать, кроме тебя самой! Или, например, пошли с Валерой обедать, я заказала салат, попробовала, и он мне не понравился, я ошиблась, нет, давилась, пока муж не сказал: что ты как маленькая, не нравится - не ешь. Но я то помню, что родители, покупая мне что-то из еды, ругались, если я не съедала, потому что затратили деньги, которые заработали нелегким трудом... В общем, детство никак меня не отпускает.

Дети. Она очень хочет родить ребенка. Больше, чем петь в мюзикле, записывать новый альбом, заводить собаку, обставлять квартиру, даже играть "Куколку". Просто надо же пока чем-то заниматься. Возможно, после рождения ребенка ее отпустит собственное детство.

1291


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95