Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Люцерн. По следам Твена и Толстого (Часть 2)

Сердце Швейцарии

Читать предыдущую часть

 

Древний Люцерн отсчитывает свою историю с середины VIII века, когда на берегу Фирвальдштетского озера был основан бенедиктинский монастырь Люцериа – «Город света».

 

Был он сначала заштатным рыболовецким посёлком, затем весьма важным торговым городом, позже, в период борьбы с протестантством – центром католицизма и даже  местом пребывания правительства Швейцарии, почти что столицей.

Но – не стал. Поскольку победила армия, противостоящая католическому правлению.

А решающее сражение в середине  XIX века произошло, кстати, неподалёку от Люцерна. Так что о своих надеждах сделаться столичными жителями люцернцам пришлось забыть. В итоге стольным городом был избран Берн.

Как бы там ни было, но сейчас это важный культурный центр не только страны и Европы – он входит в десятку самых посещаемых «бомондом» мест в мире.


Такой стеной когда-то был обнесён весь город

Причиной тому не только престижный музыкальный фестиваль, музей Пикассо и живописные окрестности. Не только крупнейший в Европе музей транспорта, где вы можете лицезреть самые экзотические средства передвижения, а после – ощутить себя участником космического полета, оказавшись перед неимоверных размеров экраном, как бы уносящим вас в небеса. Не только дом-музей знаменитого композитора Рихарда Вагнера, где он вёл беседы с Ницше и где хранится оригинал партитуры музыкальной драмы «Зигфрид».

Многих в первую очередь влечёт  обилие исторических памятников. Благодаря этому и в не меньшей степени в связи с его месторасположением в центре страны Люцерн обрёл почётный и трогательный титул «сердца Швейцарии».


Изящный абрис Люцерна

К одному из памятников, думаю, подойдёт каждый приехавший в Люцерн.

Мне хотелось, чтобы и Ольга увидела его – знаменитого «Умирающего льва», того самого, высеченного в скале, которого я видел здесь уже не раз и которого – в уменьшенном облике – мы вместе рассматривали в копенгагенском музее Торвальдсена.

Прославленный датский скульптор вначале высек раненого царя зверей из бурого мрамора, который и выставлен в копенгагенском музее с плашкой «Швейцарский лев».

Люцернский горельеф несравненно больше – достигает девяти метров.

Во время первой встречи с ним я долго стоял около этого места…

Вы оказываетесь у края овального пруда, по ту сторону которого в горизонтальной нише, высеченной в жутковатой скале, лежит огромный умирающий лев.

Вы ощущаете его страдания, видите по закрытым глазам, приоткрытой пасти, поджатому хвосту, бессильно свесившейся левой лапе. Правая же, и голова покоятся на щите с   изображение лилии –  символа французских королей.


«Умирающий лев»

Царь зверей поражён копьём, наконечник которого застрял в его лопатке. Рядом с головой льва вертикально стоит другой щит – со швейцарским крестом, тут же – обломки копий и секир.

Трудно не согласиться с Марком Твеном, назвавшим творение Торвальдсена «самым печальным и трогательным изваянием из камня».

Так была увековечена память швейцарских гвардейцев, нанятых для охраны французского короля Людовика XVI. Когда в 1792 году восставшие французы пошли на штурм дворца Тюильри, монарх, плохо оценивая происходящее (как и многие другие правители в канун своего падения, подобно последнему нашему самодержцу) благодушно приказал швейцарцам «не проливать лишней крови» и не оказывать сопротивления. В итоге все гвардейцы были убиты…

Памятник действительно производит тягостное впечатление. И, словно зная это, чтобы вернуть вам душевное равновесие, создатели культурного комплекса приглашают вас в расположенной в двух шагах от мемориала Альпийский парк-музей.

В нём есть познавательная часть, которой мы обязаны жителю Люцерна по имени Иозеф Амрайн-Троллер. В 1872 он затеял тут строительство дома и, готовя яму для фундамента, наткнулся на камни, принесённые сюда в ледниковый период. С находкой поступил по-хозяйски.


Глубины мироздания

В итоге мы имеем возможность заглянуть в доисторическое время: под ногами на многометровой глубине, куда ведут широкие шурфы, видны эти и ещё более древние следы истории – обтёсанные куски известняка и песчаника, окаменелые папоротники.

Но создатели музея предусмотрели и чисто развлекательную программу. То вы оказываетесь в зеркальном лабиринте, где вместо спасительного выхода видите лишь бесчисленные собственные отражения.

То попадаете в рождающее смех и шутки «Королевство кривых зеркал» – в прямом смысле этого слова.


В Королевстве кривых зеркал

Можно пройти дальше, чтобы познакомиться с бытом людей, обитавших здесь века назад. И даже сфотографироваться в облике одетого в меховое облачение то ли пастуха древних времен, то ли воина, сжимающего в руках копьё с острым наконечником.

Хотя, быть может, древний швейцарец сочетал в себе эти функции…


В облике древнего швейцарца

Мы ещё долго будем бродить по Люцерну.

Зайдем в суперсовременный, гигантский, весь из стекла и металла, с прозрачными полами и стенами Центр выставок и конгрессов. Попытаемся понять то, что составляет просторную экспозицию современного искусства.


Надо подумать…

Совершим продолжительный променад вдоль озера.

Задержимся у похожего на крепость солидного казино: в первый раз ведь должно повезти… Но благоразумно двинемся дальше, любуясь раскрывшимися апрельскими ярко-красными тюльпанами и пронзительного канареечного колера нарциссами.


Люцернская ривьера

В благостную картину естественным образом вписывались скользящие по глади изящные лебеди. В объектив фотокамеры попадут церкви и храмы, довольно тяжеловесное здание ратуши.

А ещё – почти километровый остаток возведённой в конце XIV века крепостной стены Музеггмауэр с несколькими башнями. Куранты на одной из башен дают отмашку всем остальным городским часам, начиная ежечасный перезвон на минуту раньше времени. Чтоб, мол, не забывали, что укрепления эти не один век играли важную роль, служа для люцернцев надёжной (относительно) защитой.


Вид на Хофкирхе

В отличие от солидных укреплений готика Хофкирхе, с двумя её острыми шпилями, выглядит легкой и стремительной.

Прекрасна резная деревянная дверь. Войдя внутрь храма в эту, самопроизвольно открывшуюся дверь, я попытался её придержать, но немыслимая сила вырвала у меня её из рук и неспешно закрыла – чтобы она самостоятельно отворилась перед следующим гостем. Не ваша, мол, эта забота, сами умеем двери распахивать…

Официально считающаяся самым значительным строением позднего Возрождения в стране, церковь накопила весьма бурную историю. Изначально возведенная в XII веке в романском стиле, она не раз перестраивалась, дополнялась новыми элементами, рушилась и восстанавливалась.

Нынешний облик был ею обретён вынужденно: вследствие пожара Хофкирхе сильно пострадала. Причина возгорания главного городского храма выглядит дурным анекдотом.

Кровельщику поступило распоряжение выстрелами из мушкета согнать с крыши гнездившихся там галок. Но этот растяпа, по небрежности рассыпав порох из кремнёвого замка, вызвал возгорание крыши, а затем всего остального, что могло гореть.

Произошло это в 1633 году, но уже спустя пять лет храм вновь принял верующих.


Знаменитый Каппельбрюкке

…Наконец мы добираемся до входа в более чем 200-метровый рукав крытого деревянного моста Капелльбрюкке (Часовенного) – самого длинного и самого старого в Европе моста такого типа, построенного в начале XIV века.

Повторяя форму конька черепичной крыши, под ней, над головами прохожих, разместились 111 треугольных картин, повествующих об истории страны и о житии святых – покровителях города.


В недрах Часовенного моста

Меж свай степенно текут воды широкого Ройса.

И если не видеть, сколь бурна и своенравна эта река в верховьях – там, где через неё перекинут прославленный суворовской викторией над французами Чёртов мост, и она, рассыпаясь мириадами брызг, яростно преодолевает пороги, чтобы вырваться из горного плена и вольно разлиться на равнине, можно подумать, что такова эта река на всём своем протяжении.

Лишнее доказательство: не следует судить по первому впечатлению (которое якобы «самое верное»)…

Посередине моста высится восьмигранная башня Вассертурм – «водонапорная»: серый камень стен, накрытый непропорционально большим конусом крыши из тёмно-красной черепицы.

Возведённая ещё ранее самого́ моста, в 1300 году, башня за свою долгую историю побывала и в других ипостасях: использовалась в качестве сторожевой, потом узилища и даже пыточной, после став пожарной вышкой. Это теперь она отдана на откуп сувенирным киоскам, одновременно  приютив экспозицию ассоциации артиллеристов.

…Опёршись на деревянные перила уникального моста, вы наслаждаетесь панорамой старинного, немного игрушечного городка.


Вид с моста

Атмосферу благолепия вокруг Капелльбрюкке дополняют уже привычные грациозные белые лебеди, тихо и величаво проплывающие вдоль удивительного моста.

Добавлю, что Часовенный мост – один из символов всей Швейцарии.  

Казалось бы, Люцерн и так прославлен – и символом страны располагает, и писатели его увековечили, и архитектурой не обделён, и празднества умеет устраивать. Но гордится он ещё  и обретённым апокрифом.

...О том, что прокуратор Иудеи Понтий Пилат «умывал руки», когда расправлялись с Иисусом Христом, знает каждый. А вот о том воздаянии, которое им было получено, лучше всего послушать в предместьях  Люцерна, откуда видна мрачная вершина, носящая его имя,  – гора Пилат.


«Христос у Пилата, умывающего руки». Иероним Босх (предположительно), ок. 1520 года

Вызванный в Рим за свои многочисленные преступления пред очи императора, Пилат не был якобы сослан в заточение в Вену, где и свёл счеты с жизнью (как свидетельствуют религиозные книги), а покончил жизнь самоубийством уже в Риме.

Тело преступника было брошено в реку Тибр, воды которого не приняли его: разбушевавшиеся волны вынесли его на берег. То же самое произошло, когда тело перевезли в Галлию и кинули в Рону. После этого труп был брошен в Женевское озеро, однако душа преступника, не покидавшая его тела, приносила горе окрестным жителям и разорение его берегам.

Пришлось отправить тело в один из самых далеких уголков Альп, где его сбросили в глубокое  тёмное озеро подле горы, теперь носящей имя прокуратора. Но и здесь душа преступника не находила покоя, навлекая на окрестные селения страшные ураганы, ливни и камнепады.

Лишь подвижничество одного бродячего студента, его знание чёрной магии и теологии, спасло жителей. Встретившись то ли с прокуратором, то ли с его душой,  юноша благодаря своим магическим способностям и познаниям добился того, что душа преступника покидала тело лишь раз в году, а в остальные дни не тревожила горы и долины.


Последняя обитель Пилата?

Однако в этот единственный день, в Страстную пятницу, всякий оказавшийся здесь мог видеть облачённую в пурпурную тогу пугающую фигуру Пилата, угрюмо взирающего с вершины горы. И горе было тому, кто встретился бы с ним взглядом...

И ещё говорили, что Понтий распоряжается погодой в этих краях. В этом доля истины есть точно:  вершина Пилат постоянно окутана шапкой облаков, когда же в них случается просвет – верный признак, что пойдет дождь...


Память о Люцерне

Однако какими бы пугающими легендами не была окутана гора, вода с её склонов считается самой чистой. Ею наполняют колодец во дворе Хофкирхе, её же используют здешние пивовары, создав местному пенному общешвейцарскую славу.

И Люцерн добрым словом поминают не только любители местных красот, исторических памятников и памятных историй, но и поклонники янтарного напитка, коих в стране великое множество.

Владимир Житомирский

513


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95