Броское название сборника не имеет почти никакого отношения к реальному содержанию. «Любови капец», «Дружбан», «Виноградная лоза», «Мужчины не плачут» - это что, неизвестные песни? Да, в трек-листе нет таких главных хитов группы «Ляпис Трубецкой», как «Ты кинула», «Ау», «Евпатория», «В платье белом», не говоря уже о «Капитале» и «Воинах света». Но это же не повод обзывать остальные композиции «неизвестными»! Они и в сборник-то попали ровно потому, что поклонники их знают, помнят и хотят слушать в хорошем качестве.
Напомним, что история группы «Ляпис Трубецкой» завершилась весной 2014 года, когда Сергей Михалок решительно отринул прошлое и объявил о создании проекта Brutto. Старые дворовые и шуточные песни он в новую жизнь не взял, сосредоточившись на политических гимнах вроде «Манифеста» и спортивных маршах, ведь в состав новой группы вошло несколько настоящих спортсменов - качков и бойцов. Однако прошлое так просто Михалка не отпустило: спустя три года «по многочисленным просьбам поклонников» он возродил бренд «ляписов», хотя и под видоизменённым названием «Ляпис 98». И то правда, не пропадать же паре десятков прекрасных песен, которые полюбились не только зрителям, но и своему автору. А сборник «Неизвестные песни Ляписов» доказывает, что парой десятков композиций золотое наследие группы не ограничится.
- Знаем ли мы группу «Ляпис Трубецкой»? Удивительно, но оказывается, что нет! – говорится в аннотации к сборнику. - Выступая с программой легендарных хитов рок-звезд, лидер группы Сергей Михалок обнаружил, что зрители вспоминают и просят его исполнить и множество других, незаслуженно забытых, харизматичных и заводных боевиков.
Трек-лист сборника включает 23 номера; если половину из них поменять на более знаменитые, как раз и получился бы альбом лучших песен «Ляписа Трубецкого». В изданном же виде «Неизвестные песни Ляписов» представляют собой неоднозначный коктейль из треков разных лет, разного качества и даже разных жанров. Тут есть и «сиротские» песни, и белорусскоязычные, и композиции «Свежий ветер», «Зевс» и «Товарищ», родственные «ляписовской» стилистике времён «Капитала» и «Манифеста». У слушателей сборника вряд ли сформируется единое мнение о его удачах и провалах: каждый будет реагировать на этот альбом в силу своих музыкальных вкусов и привычек, одобряя знакомые вещи, пропуская малознакомые и отмечая те, в которых не хватает баритона бывшего второго солиста «ЛТ» Павла Булатникова..
И вот какое наблюдение напрашивается по итогам прослушивания: кроме Brutto и «Ляписа 98», у Михалка есть ещё проект Drezden, задуманный как посвящение одному из его любимых стилей синти-попу. Несколько первых синглов «Дрездена» действительно более-менее соответствовали этому жанру или переосмысляли его, но потом Drezden стал восприниматься просто как музыка Сергея Михалка. То же можно сказать и про «Ляпис 98»: даже если вы мысленно раскидываете звучащие песни между Brutto, Drezden и старым «Ляписом», это всё одно Михалок. Идей у него много, но голос, сочинительская манера и исполнительские интонации настолько характерны, что видны из-под любой надетой маски.
Алексей Мажаев