Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Магия Вероны

Отчего оказался в тени создатель веронских влюблённых

Сцена свидания всемирно-известной пары из Вероны под легендарным балкончиком – сюжет рисунка на привезённой оттуда фаянсовой тарелке. Был и второй сувенир-«памятник»: керамическая кружка-чекушка – единственная найденная в Вероне.

 

Но разве те, с чьими именами ассоциируется этот город, – Ромео и Джульетта, – не заслужили нормальной ёмкости, а не этой, почти игрушечной, в 0,25 литра? Ведь среди главных достопримечательностей, теснящихся на поверхности мини-габаритного керамического сосуда, герои шекспировской трагедии уместились не без труда:  дизайнеры помнили и о другом, чем славен город. Пусть эти виды у них и страдают некоторой китчевостью.


Веронские «памятники»

Вот знаменитая Арена – римский амфитеатр, входящий в тройку крупнейших, возглавляемую римским Колизеем.

Потом вы попытаетесь обойти его и узнаете, что при первостроителях он был ещё масштабнее: частично уцелевшие во времени внешние арки показывают, каким циклопическое сооружение было изначально.


Знаменитая Арена

Тогда здесь проходили бои гладиаторов, в следующую эпоху устраивались рыцарские турниры, а сегодня собираются до 25 тысяч любителей оперных представлений, которые ставят на подмостках Арены.

Купить билеты на очередное вас убеждают облаченные в расшитые золотом  пурпурные «римские» тоги культуртрегеры, шутливо замахиваясь коротким мечом и округляя накрашенные глаза на лицах в ярком гриме – в случае, если вы не выказываете такого желания. Одного такого билетёра в тоге, к счастью, отвлёк звонок по мобильному, и меченосец не без труда извлёк телефон из складок древнеримского хитона.


Продавец билетов в Колизей

Довольно подробно на кружке изображена шумная, но уютная площадь Эрбе, известная здесь еще и как «Рыночная». Посреди неё  действительно множество крытых прилавков с сувенирами и снедью. Но даже на кружке видны некоторые из замечательных строений, образующих огромное каре, с одной стороны сужающееся до неширокого прохода.

Вот величественный Палаццо Маффеи, фасад которого, как и предписано барокко, украшен изящной лепниной, а с балюстрады на суматоху Эрбе меланхолично взирает полудюжина античных богов во главе с Юпитером. В поле их зрения, – как и нашего, – беломраморный столп, служащий подиумом для крылатого льва – символа Венеции, под чьей властью город был четыре столетия.


Палаццо Маффеи

В роли своеобразного часового этого палаццо выступает прижавшаяся к нему краснокирпичная башня, которая так и называется – «Часовая». Но доминирует над площадью всё же другая башня. Самая высокая в городе, 84-метровая, носящая имя знатного семейства Ламберти, которое и возвело её аж в 1172 году.

Центром площади Эрбе можно считать фонтан Веронской Мадонны, украшенный её изящным белокаменным изваянием. Любопытно, что несущий и сегодня прохладу фонтан построили в XIV веке, но использовали статую, которая на десять столетий старше. То или из пиетета, то ли из экономии…

Нашлось на поверхности кружки место и для необычного сооружения возле фонтана  – квадратной беседки из белого камня, крыша которой покоится на весьма солидных тёсаных колоннах. Это так называемая эдикула – почетное место, где вступали в должность отцы города.


На площади Эрбе

Она весьма преклонного возраста: построена в XIII веке. Но вот свисающий с одной из колонн железный ошейник на длинной цепи напоминает: в более давние времена на этом месте стоял так называемый «позорный столб», к которому привязывали преступников. Судя по всему, после сноса столба исторический ошейник решили сохранить как предупреждение новому правителю о необходимости следовать принятым нормам и не нарушать закон. О том, как у кого это получалось, свидетельствуют исторические хроники.

…О трагическом событии, произошедшем на площади Эрбе во время Первой мировой, в 1915 году, напоминает весьма экспрессивный памятник, установленный впритык к площади. Бомбежки, хотя и редко, но всё же тогда имели место. При приближении вражеских аэропланов военные отдавали приказ звонить в колокол, висевший на башне Ламберти. Люди бежали в специальные укрытия либо просто прятались в аркадах и портиках окружающих зданий.

Но в тот ноябрьский день предупреждение запоздало, и большинство тех, кто был на Эрбе, бросились в аркаду старинного здания Торговых палат. Одна из бомб угодила в мостовую, и осколки камней попали в толпу. Итог: 39 убитых, 50 раненых.

После окончания войны было решено увековечить память погибших мирных жителей. Женщина на высоком пьедестале потрясает мечом, обращённым к небесам – откуда пришла неожиданная смерть. Памятник необычный, созданный талантливым скульптором Э. Джирелли, который примыкал к группе Боччони (если помните, охаянному Луначарским) и его друзьям-футуристам.


В память о жертвах бомбёжки

За мельтешней, царящей сегодня на площади Эрбе, внимательно наблюдает пожилой человек в длиннополом плаще и в шляпе, похожий на нашего Циолковского. Заложив левую руку за спину, он стоит в углу площади. Это веронский поэт Берто Барбарани. За его стихи о простых людях его прозвали «поэтом бедняков».

С недавних пор он стоит отлитым из бронзы. А в прежние времена приходил сюда чуть не каждый день, чтобы перекинуться словцом с будущими героями своих стихов.


«Поэт бедняков» Барбарани

Скульптурное изваяние его куда более прославленного собрата по цеху – Данте, можно видеть неподалеку, на соседней площади Синьории. Солидный, трехметровый, погруженный в мысли о смысле человеческого бытия.


Беломраморный Данте на площади Синьории

Изгнанный из родной Флоренции, поэт на некоторое время нашел приют в Вероне, благодаря покровительству тогдашних правителей.

Один из них,  Кангранде делла Скала, также увековечен – горделиво восседающим на коне. Памятниками отмечены и другие важные персоналии. В разных районах Вероны гарцуют на жеребцах покрытый патиной Гарибальди и огромный бронзовый же Виктор Эммануил II в военной форме, шлеме с плюмажем и шашкой наголо. Памятник первому королю Италии установлен на крупнейшей площади Вероны пьяцца Бра.

Неподалеку – куда меньших габаритов одинокий юноша с винтовкой за плечами. Это  дань уважения итальянским партизанам времен Второй мировой.


Памятник итальянским партизанам

Потом, уже на подходе к «дому Джульетты» мы задержимся подле конного памятника борцу за свободу Италии Гарибальди.

Патина на бронзовом изваянии неожиданно гармонирует с зеленью пиний, ветви которых буквально нависают над композицией.


Конный Гарибальди

Как видим, в городе немало памятников конкретным людям или посвященных отдельным событиям. Есть даже – и не где-нибудь, а возле входа в Кафедральный собор – современная скульптурная композиция, явно изображающая группу синьор и синьорин, вовлеченных в водную аэробику (купальные костюмы, срезанные по середину бедра, утопленные в мостовую ноги, энергично вскинутые руки).


У входа в Кафедральный собор…

Но всё же вам раз за разом напоминают: Верона – город древний.

На площади Бра вы проходите сквозь одну из двух высоких арок под «кремлёвской» зубчаткой. Это Портони-делла-Бра, сохранившаяся часть стены, возведённой где-то в веке четырнадцатом…


Портони-делла-Бра

Такими же «ласточкиными хвостами» украшены стены многобашенного замка Кастельвеккьо. Скрывающий в своих недрах богатейший музей искусства, он своим впечатляющим средневековым обликом составляет ему солидное дополнение, если не конкуренцию.


Замок Кастельвеккьо


В базилике Святой Анастасии

Довольно сдержанный внешний облик доминиканской церкви Святой Анастасии, строительство которой началось еще в XIII веке, резко контрастирует с роскошью интерьера, превосходящего, по мнению специалистов, даже убранство здешнего кафедрального собора.


«Сработано ещё рабами Рима»

Древние ворота Порта-Борсари, возведенные еще римлянами  в I веке н.э., в средние века служили в качестве военной заставы и таможни, а сегодня составляя важную часть городского ландшафта, еще раз напоминают о тех, кто некогда возводил славный город.

Однако несравнимо больше людей, чем ко всем вместе выше перечисленным памятникам, приходит в укромный дворик, где установлена бронзовая фигура Джульетты.

Статуя была изготовлена в 1968 году, но в течение четырех лет пылилась на складе: местные власти, проявив удивительную недальновидность, не спешили дать разрешение на её установку напротив уже общепризнанного «дома Джульетты», под прославленным «балконом Джульетты». И только в 1972 году скульптура наконец заняла нынешнее место.


Многострадальная статуя

И тут началось форменное паломничество к ней. Оставив адресованную шекспировской героине записку с просьбой о помощи в делах сердечных, люди спешили к самой фигуре, чтобы исполнить невесть как возникший ритуал: коснуться правой (отчего не левой, где сердце?) стороны бюста бронзовой девушки. Это якобы сулило решение всех проблем в отношениях с тем, кто тебе дорог…

В итоге сотен тысяч, если не миллионов, нескромных поглаживаний правая грудь несчастной пришла в негодность, и в 2014 году статую заменили точной копией. Побывав там спустя два года после этого, мы увидели уже начищенное до блеска это место на фигуре невозмутимой Джульетты-2.


Знаменитый «балкон Джульетты»

Конечно же, всё, что связано с девушкой и её возлюбленным, – миф. Прекрасный, как эти двое подростков, охваченные испепеляющим чувством. Несмотря на «дом Джульетты» и менее известный, но всё же отмеченный на картах «дом Ромео», несмотря даже на саркофаг,  «в котором похоронена Джульетта», установленный на территории капуцинского монастыря.


«Дом Ромео»

Насколько бы обмелел ежегодный трехмиллионный поток туристов, не будь Верона связана с историей двух этих влюбленных? Отчего же городские власти, благодаря туризму  столь существенно пополняющие бюджет, не выделят средств на памятник тому, кто создал уникальную славу Вероне, – Вильяму нашему, Шекспиру? Скромный бюстик британца можно, конечно, при некотором усилии обнаружить неподалеку от «могилы Джульетты».

Когда вы уже отчаялись встретить нечто монументальное, посвящённое Шекспиру, сродни тем памятникам, о которых рассказывалось выше, уже на выходе из города, на старинной крепостной стене видите мемориальную доску с миниатюрным бюстом создателя «самой печальной повести на свете».


Скромная память о Шекспире

Это выглядит постскриптумом ко всему, связанному с его именем, что вы лицезрели в Вероне.

То это был утрированно огромный металлический контур сердца, подле которого становятся юноша и девушка и просят вас запечатлеть их, передавая свою камеру.


«Снимите нас рядом с сердцем»

То афиши и транспаранты  с именами шекспировских героев. То свидетельствующие о вечной верности гирлянды замочков, прикрепленных к изгородям и перилам, – обычай этот, как утверждают, родился именно здесь, чтобы потом распространиться по всему миру, не миновав и нашу Белокаменную…

Не думаю, что в мэрии не обсуждался такой вопрос. Возникло предположение: отсутствие солидного монумента может объясняться тем, что отцы города не хотят переключать внимание специально приезжающих «к Джульетте» на имя её создателя. Ведь это может повредить прекрасному – и такому, пардон, доходному – мифу.


Не нашлось места для памятника Шекспиру?

Отметим, что посмертная слава его творца была колоссальной. Дело дошло до того, что очередной владелец дома в Стратфорде-на-Эйвоне, где последние 19 лет своей жизни, вплоть до кончины в 1616 году, жил Вильям Шекспир, некий викарий, так утомился от  постоянного нашествия почитателей творчества великого драматурга, что не нашел ничего лучшего, как дом этот снести. Произошло это почти полтора столетия спустя после смерти Шекспира.

Не так давно на этом месте были произведены раскопки – дабы лучше понять условия жизни и быта создателя пьес и сонетов. Выяснилось, что в доме имелось два десятка помещений, одно из которых было отведено персональной пивоварне. И, несомненно, вкладывая в уста героя одной из своих пьес фразу «Я готов отдать всю славу на свете за кружку эля», автор проявлял прекрасное знание предмета.

Разумеется, только зануды станут копаться в истории сотворения великого мифа о веронских влюбленных. Конечно, справедливости ради, можно всё же сказать, что пионером создания грустной истории считается Луиджи Да Порто. Хотя на этот титул могут претендовать и его предшественники и даже те, кто создавал его перепевы потом, но в преддверии того, как Шекспир поставил своим гусиным пером точку в конце последней фразы.

А сколько было всего в современную эпоху… Одних фильмов по этому сюжету создано более полусотни. Оперы, балет, симфонии… А всемирно известный парафраз – «Вестсайдская история»?


Кадр из фильма «Вестсайдская история»

Даже создатели трогательного российско-израильского телесериала о чувстве, вспыхнувшем между советским комсомольцем и юной обворожительной израильтянкой, помещают своих героев в этот город. О чем говорит и само название: «Под небом Вероны»…

Нет, Верона и миф соединены навечно. И с годами эта связь лишь крепнет. Что ж, в крайнем случае, ещё через пару десятилетий придется отлить Джульетту-3…

Владимир Житомирский

 

328


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95