Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Под сенью миланского Дуомо (Часть 3)

Сколько символов у этого города?

Читать Часть 1. Дежавю на крыше собора

Читать Часть 2. Филиппика Анатолия Васильевича и промашка Александра Сергеевича

 

Конечно, район бутиков – так называемый «Золотой квадрат», магнитом притягивает в Милан немало состоятельных россиян. Однако в городе в достатке истинных, уникальных ценностей. Назвать только одну – церковь Санта-Мария делле Грацие.

 

Огромный купол, по окружности поддерживаемый сдвоенными тонкими колоннами, неожиданно увенчан ещё и крохотной трёхъярусной башенкой. Что-то от готики, что-то от барокко – талантливая смесь снискала храму славу самой красивой церкви в городе.


Церковь Санта-Мария делле Грацие

И всё же не внешним обликом славна Санта-Мария делле Грацие.

В недрах храмового комплекса, точнее в трапезной, скрывается одна из главных жемчужин мирового изобразительного искусства – работа Леонардо да Винчи «Тайная вечеря».

Её иногда называют фреской, хотя это не совсем точно. Создавший роспись в конце XV века художник работал не по влажной штукатурке, что требовало нанесения быстрых мазков, не подлежащих исправлению, а решил применить новую технику: писать «по сухому», чтобы затем вносить изменения и уточнения.

Использовав в качестве грунта смесь смолы и мастики, он писал масляными красками. Это позволяло передать тончайшие нюансы мимики библейских персонажей, во всех подробностях  изобразить детали убранства и одежды, смягчить очертание фигур, создав своё знаменитое сфумато – дымку, окутывающий их воздух.

Сюжет росписи общеизвестен: Иисус только что объявил своим ближайшим последователям, что один из них предаст его. Эти слова словно громом поразили апостолов, и художник мастерски передаёт состояние каждого в этот момент.


Подле «Тайной вечери»

Искусно построенная перспектива позволяла зрителю ощутить себя соучастником происходящего.

И хотя благодаря мастерству художника и новой технике роспись произвела на современников ошеломляющее впечатление, она оказалась хрупкой, уже спустя несколько лет начался процесс разрушения красочного слоя. Ускорили это наводнения и прочие стихийные бедствия, и в не меньшей степени вандализм завоевателей-чужеземцев.

Роспись неоднократно реставрировали. Последний раз длившийся два десятилетия процесс восстановления завершился в 1999 году. В ходе него были удалены поздние записи, шедевр был расчищен, и кое-кому даже показалось, что теперь он сверкает излишне яркими красками…

Как и некоторые другие великие произведения, «Тайная вечеря» не обошлась без апокрифа.

Известно, что в поисках натуры Леонардо заглядывал в траттории и даже в места, где собирались отбросы общества – здесь он надеялся увидеть того, с кого можно было бы написать Иуду. Центрального персонажа – Иисуса он увидел в образе прекраснолицего церковного певчего, а вот с его антиподом вышла загвоздка. Наконец, спустя три года художник обнаружил опустившегося пьянчугу, лежащего в канаве. Его перекошенное от пьянства лицо показалось мастеру подходящим, и, кое-как доставив свою находку в церковную трапезную, он стал заполнять брешь в череде апостолов. «Натурщик» между тем пришел в себя и сообщил, что уже позировал художнику три года назад, когда пел в церковном хоре. Тогда с него был написан Иисус…


Тайна «Тайной вечери»: один и тот же натурщик? 
Фото: mirtvoi.com

Апокриф красивый, заставляющий с библейских высот спуститься на землю, подумать, что способен сотворить с собой человек – без всякого божественного воздействия. Есть, правда, одна деталь, слегка нарушающая стройность легенды: именно над лицом Христа мастер работал не один год, вплоть до самого «вернисажа». Более того, по мнению некоторых специалистов, оно так и осталось не до конца завершенным…

Вообще-то говоря, у Милана не два символа – Дуомо и «Ла Скала» (изображенные на привезенной оттуда керамической кружке), а три.


Две стороны одной кружки

Причем, «Ла Скала» может считаться, так сказать, духовным символом. Её вместилище – здание оперы, скорее, знаменито, нежели архитектурно привлекательно.

А вот вторым после непревзойденного Дуомо образцом зодческого творения считают Кастелло (замок) Сфорцеско.

Мощнейшая крепость названа именем династии Сфорца, хотя связана она и с их предшественниками – правителями из рода Висконти. Именно по приказу одного из герцогов этой фамилии она была воздвигнута в XIV веке и считалась тогда едва ли не самой могучей в Европе.

Человеку из России замок интересен не только своими грозными башнями, неприступными стенами с бойницами, мостами, рвами и прочими контрфорсами, но и тем, что напоминает самое прославленное наше сооружение – Кремль. Контуром главной башни и «ласточкиными хвостами», увенчивающими кирпичные стены. И это не случайно: архитекторы Кастелло были причастны и к кремлевскому «проекту».

Так, спроектировавший центральную башню миланского Кастелло («башня Филарете») Антонио Филарете некоторое время работал с одним из создателей Московского Кремля Аристотелем Фьораванти.


«Башня Филарете»

И россиянин, стоя на внутренней площади и разглядывая гигантское краснокирпичное каре со сторонами по двести метров, с венчающей стены родной зубчаткой (правда, с наброшенной легкой крышей), знакомым абрисом главной башни и мощными башнями по углам, может чувствовать себя почти как посетитель Кремля.

К слову, считается, что стены крепостей, увенчанных зубцами квадратной формы, воздвигали сторонники римских пап. А вот «ласточкины хвосты» украшают замковые стены правителей, особо не жаловавших понтификов. По всей видимости (если это так), при возведении кремлёвских стен учитывалось и это обстоятельство.


Внутренний двор замка

У Кастелло нелёгкая судьба. Поначалу не только неприступный, но и начинённый немыслимой роскошью изнутри, он слыл одним из самых блистательных дворов в Европе. Потом, со сменой герцогской династии с Висконти на Сфорца горожане, дабы вытравить память о поднадоевших правителях, разобрали кирпичную кладку замка, использовав её как стройматериал.


Кастелло Сфорцеско

Заметим, что реакция народа при политических потрясениях за последующие полтысячелетия мало изменилась, о чём свидетельствует и колоссально популярная в послеоктябрьской России «Песня о кирпичном заводе», она же «Кирпичики»:

 

…Тут война пошла буржуазная,
Огрубел, обозлился народ,
И по винтику, по кирпичику
Растаскал опустевший завод.

 

В песне при последующей нормализации жизни завод снова сложили «по кирпичику», что в реальности произошло и с миланским Кастелло. В разные времена ему пришлось выполнять и военные функции, и «представительские» – служить в качестве дворцового комплекса, быть театром и даже темницей. В замке подолгу распоряжались и захватывавшие город чужеземцы – испанцы, французы, австрийцы.

Есть и русская страница в его истории. В ходе итальянского похода Суворова, преследовавшего войска Наполеона, казачьему атаману Адриану Денисову в апреле 1799 года было поручено вместе с союзниками-австрийцами овладеть Миланом. Но получать ключи от города из рук бургомистра, равно как и разбираться с засевшим в Кастелло отрядом французов пришлось самому атаману: австрийцы объявили, что «они устали» и прибыли в Милан лишь днём позднее.

К тому времени французы своим развязным поведением успели многих буквально вывести из себя. К тому же апартаменты герцогов в замке Сфорцеско они превратили в казармы, а герцогскую капеллу – вообще в конюшню. Напоследок французы опустошили городскую казну и вне всяких сроков собрали с горожан ежегодный налог, который благополучно прихватили с собой.

Поэтому горожане бурно приветствовали приход русско-австрийских войск.

Более того, стали нападать на опостылевших оккупантов. Рассказывая об этом, военный историк XIX века  Александр Петрушевский, писал, что после тяжёлого поражения, нанесённого Суворовым на реке Адда, «французы торопливо отступали, чуть не бежали, к Милану и, оставив в нём гарнизон, не теряя минуты, пошли дальше. Вслед за ними ворвались в город казаки. Как только они появились, миланский народ встал бунтом против французских сторонников, и казакам же пришлось заботиться, чтобы не произошло большого кровопролития».


«Въезд Суворова в Милан». Художник А. Шарлемань

Поскольку приход русских войск совпал с православной пасхой, Суворов на улицах христосовался с местными, объясняя им на приличном итальянском, что, воюя с Наполеоном, намерен вернуть им католическую веру. Но первым делом он помолился в храме Сан Джорджо аль Палаццо – небесному покровителю русских войск Георгию Победоносцу. После чего принял участие в торжественном молебне в Дуомо.

В 2011 году на стене монументального дворца Бельджойзо появилась мемориальная доска, информативно сообщающая: «В этом дворце в 1799 г. во время Ломбардо-Пьемонтской кампании останавливался великий русский полководец генерал-фельдмаршал Александр Суворов».


В честь российского полководца

Любопытная деталь. Как свидетельствует видный российский историк-итальянист, обосновавшийся на Апеннинах, М. Талалай, изначально текст, который приносили и ему на консультацию, выглядел иначе. А именно:

«Во дворце Бельджойзо в апреле 1799 года останавливался фельдмаршал Александр Суворов, командовавший союзной русско-австрийской армией, освободившей в апреле-августе 1799 года Ломбардию и Пьемонт от французских завоевателей и сокрушивший миф о непобедимости армии Наполеона Бонапарта».

Однако затем текст подвергся заметной редактуре, обретя политкорректность, но утратив эмоциональность.


Отсюда казаки выбили наполеоновских солдат

…Сегодня Кастелло отдан во власть туристов и любителей искусства. В его недрах целая гроздь музеев.

Один из сводов расписан фресками Леонардо да Винчи, в экспозиции две скульптурные работы Микеланджело…


В патио дворца-музея

Мы поднялись по широкой беломраморной лестнице, обрамленной фигурами и бюстами «героев былых времен».

На верхней террасе неожиданно смотрится сверхсовременная, словно сваренная из листов тёмного металла фигура лошади с болезненно, но выразительно вывернутой шеей.


Современная скульптура у Музея древнего искусства

Она не портит вида сверху на аккуратный внутренний двор замка с квадратами клумб.

Сегодня там готовится какой-то праздник – по периметру расставляют буфетные стойки, накрывая батареи бутылок белыми полотенцами. До его начала у нас явно есть немного времени, чтобы присесть внизу на кожаный диванчик. Предвечернее солнце, заходящее за краснокирпичную стену замка, замерший воздух лишь подчеркивают воцарившееся тут абсолютное спокойствие. Его нарушает возникший из ниоткуда прилично одетый синьор средних лет. Он говорит по-итальянски, но мы понимаем, о чём речь.

Не было дня, чтобы к нам не подходили самые разные люди – и студенческого возраста, и вполне работоспособного, синьорины и молодые люди, солидные дяди и неплохо выглядящие дамы, с одним и тем же: «Дайте евро!». Некоторые были особенно докучливы, начиная объяснять, зачем им нужны деньги. Другие наседали: «Да только один! Один евро!». Нас настигали в уличных кафе и даже в летящем гоночным болидом железнодорожном экспрессе.

Более скромно держались темнокожие парни, кем-то явно расставленные по углам улиц с протянутой кепкой. В их манере и глазах ощущалась некая покорность и полное отсутствие надежды на наполнение головного убора…

Мы понимаем, что дальнейшего отдыха не будет: отойдя на несколько шагов, синьор не упускает нас из виду. Мы потихоньку движемся к выходу из грандиозного замка Сфорцеско. И попадаем в прекрасный парк: аллеи, дорожки, вековые деревья, озеро. Зовется он Семпионе, площадь – почти полсотни гектаров.

Семпионе не всегда был общественным парком, некогда здесь трубили охотничьи рожки и раздавались выстрелы из старинных ружей. Герцоги и их гости знали, что кроме них тут никто не будет предаваться такой забаве.

В отдалении просматривается Триумфальная арка. Собственно, таковой её и задумывал Наполеон, начав возводить в 1807 году как символ своих викторий. Но ветер подул в другую сторону: время Бонапарта прошло, триумфы императора стали достоянием истории. Стройку надолго законсервировали, и спустя годы её велел достроить австрийский император, властвовавший в тот момент в Ломбардии.


Вид на Арку мира

Причем теперь она получила новое название – Арка мира, в честь исторического Венского конгресса 1815 года, по итогам победы над Наполеоном установившего новые границы в Европе. При этом венчающая арку Колесница мира, изначально устремлённая  в сторону непобедимого Парижа, была развёрнута в обратном направлении и теперь обращена к центру Милана.

…По подсчётам, город пережил сорок четыре осады, из них тридцать восемь были успешными для завоевателей, дважды его уничтожали чуть ли не до основания.


Защитные рвы не всегда уберегали миланцев

Но миланцы упорно восстанавливали разрушенное…

Прочитанное особенно ярко встает в памяти подле сохранившихся древнеримских руин. Иногда они вырастают неожиданно, где-то в стороне от туристических троп, окаймлённые трамвайными путями. Иногда ты находишь их, двигаясь целенаправленно. Как, например, высоченную коринфскую колоннаду неподалеку от старейшей в городе церкви Сан-Лоренцо Маджоре.


Древнеримская колоннада

Огромный купол, по вместимости уступает лишь Дуомо. Церковь IV века, хотя в сравнении с этими колоннами оказывается достаточно молодой.

Колоннаду и руины облюбовала местная молодежь для своих тусовок. А что? Романтично ведь… Видны и приметы молодёжного веселья: протянутый довольно высоко электропровод стал частью своеобразного аттракциона – на нём висят заброшенные туда попарно связанные шнурками кроссовки и кеды. Прикольно!


Никакого пиетета…

…Вечерний город прекрасно смотрится из огромного окна нашего 17-этажного отеля. Особенно из кресла перед небольшим круглым столиком, на котором стоят темные бутылки со светлым Menabrea Premium lager и лежат орешки кешью, коими нас заботливо ежедневно снабжает отель.


Любуясь городским ландшафтом

          С этого комфортного наблюдательного пункта прекрасно видно, как традиционную застройку тут и там прорезают небоскребы. Вечереет, и в основном видны их абрисы.

Вот скособоченный 140-метровый  Torre Diamante («Алмазная башня»), конфигурация которого заставляет вспомнить о башне Пизанской. Хуже просматривается высотный комплекс Torri residenziali Varesine (главная башня, 143-метровая Solaria, стала самым высоким жилым зданием).

Зато прекрасно виден и отлично смотрится UniCredit, вместивший штаб-квартиру одноименного банка. Хотя само здание не самое высокое в городе, притороченный сбоку шпиль-игла возносит небоскрёб по этому показателю на первое место не только в Милане, но и во всей стране: 231 метр. Необычность конструкции позволила этой высотке попасть в Топ-10 самых интересных в архитектурном и дизайнерском плане небоскрёбов. Не исключено, что какую-то роль сыграло и вечернее световое решение: установленные на шпиле светодиодные прожекторы  заставляют здание переливаться яркими цветами, придавая ему полукосмический облик.


Игла UniCredit в лучах заходящего солнца

Чуть в стороне тёмными громадами высятся еще несколько небоскрёбов, возведение которых близится к финишу. Но лучше всего видна расположенная ближе всего к нам «Башня Пирелли». Удивительной формы – плоский, с широким фасадом, но узкими закругленными боковинами, небоскреб был возведён еще в 1960 году одноименной компанией, производящей автомобильные шины. Это было очень смелое решение для того времени. И не только архитектурное и инженерное.


Огни высоток

По давнему закону в городе не должно было быть сооружений, превосходящих по высоте Миланский собор, верхней точкой которого считалась позолоченная Мадоннина. Заказчик же запланировал превышение на два десятка метров. И решение нашлось: на крыше башни установили точную копию фигурки Мадонны. Однако хранительницей небоскрёба она, если и была, то не более четырёх десятилетий: в начала 2000-х в верхние этажи врезался любительский самолет, погибло три человека.

Зная это, понимаешь, что не красоты ради на крыше на всю ночь включают красные сигнальные лампы. Они, конечно, слегка портят красивую белую подсветку, ярким овалом обводящую верхнюю площадку здания и падающую по бокам вплоть до далекой земли.


Новый абрис древнего города

127-метровый небоскрёб долгие годы был самым высоким в городе. А его революционные архитектурные решения впечатлили даже мэтра итальянского кино Микеланджело Антониони. В начальные титры вышедшей одновременно с окончанием строительства башни лентой «Ночь» режиссёр включил вид её фасада, в стеклах которого, как в зеркале, отражается городской пейзаж.

А вот эти две высотки почти не разглядеть. Да и не стоит сейчас напрягаться – они предназначены для дневного обозрения. И оторопи. Их официальное наименование Bosco Verticale («Вертикальный лес»). Их создатели произвели форменную революцию в градостроении. Они объединили жилье и парк.

Оба здания (110 и 76 метров высотой) со всех сторон, на всех этажах унизаны выступающими террасами и балконами, которые засажены деревьями (800 штук) и кустарниками (четыре тысячи), а также служат плацдармом для 15 тысяч газонов. Вся эта зелень объединена в сложнейшую компьютеризированную экологическую систему.


Это – жилые дома

Часть посадок, заметим, находится внутри жилых помещений. Обитателям зданий это не только не мешает, но очень даже нравится, поскольку среди круговерти мегаполиса позволяет вдыхать свежайший воздух и ощущать себя посетителями городского парка или даже леса, что подтверждает и название экологического оазиса. Bosco Verticale оздоравливает окружающую среду и на приличном расстоянии: очищает воздух, насыщает его кислородом, даже снижает радиационный фон.

Не удивительно, что после ввода в строй в 2014 году башни «Вертикального леса» были названы авторитетным международным жюри лучшими небоскрёбами года.

Неужели воспринято послание провозвестника симбиоза градостроения и живой природы – великого австрийского «лекаря домов» Хундертвассера?..

Он достоин отдельного рассказа – в своё время. 

А пока что возникает вопрос: не станут ли высотки Bosco Verticale ещё одним символом Милана – самым современным?

Владимир Житомирский

420


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95