Блестящая биографическая драма, которая не попала в российский прокат, но определенно заслуживает зрительского внимания.
Норвегия, 80-е. Молодой парень по имени Эйстейн (более известный нам всем как Евронимус) с девизом «страшнее, мрачнее и злее» основывает блэк-метал-группу Mayhem. Дела у ребят идут хорошо, пока их вокалист Дэд (см. Dead – «Мертвый») не решает оправдать свой псевдоним. После смерти фронтмена Евронимус делает из остатков его черепа ожерелье, басист решает, что это уже слишком, и оставляет свое место в группе вакантным. Но, как мы знаем, свято место пусто не бывает, на позицию басиста берут позера по имени Кристиан, который тоже хочет быть властелином хаоса и все для этого делает. Например, сжигает церкви и меняет имя на Варг. Проблемы появляются, когда Варг и Евронимус начинают вести негласную борьбу за место самого бесстрашного блэк-металиста в Норвегии.
История противостояния Бурзума (он же Варг) и Евронимуса уже такая же часть скандинавской мифологии, как и легенды о каком-нибудь Торе, ее вам перескажут даже детишки из начальных классов. Странно, что за экранизацию книги «Властелины хаоса» взялись только сейчас. Дошел до этого норвежец Йонас Окерлунд, бывший барабанщик блэк-метал-группы Bathory, а ныне клипмейкер и режиссер. Сейчас даже сложно представить кого-то другого на его посту. Окерлунд, как, грубо говоря, инсайдер, смог завернуть историю таким образом, что зритель, совершенно далекий от мира тяжелого норвежского блэк-метала, на все полтора часа погрузится в него по самое не балуйся.
При том что никто из актеров не похож на своих прототипов, с первых минут фильма Рори Калкин настолько органично вживается в образ, что вопросов никаких не остается. Хотя нет, один есть: какого черта мы так редко видим его в главных ролях на большом экране? На сегодняшний день это, наверное, один из его самых сильных и сложных перформансов. Эмори Коэн составляет достойную экранную партию, хотя Рори, как говорится, steals the show, стоит ему только появиться в кадре.
Открывающие титры предупреждают зрителя: «Основано на правде, лжи и реальных событиях». Никто до конца не знает, что там произошло между Бурзумом и Евронимусом, сам Варг говорит, что события, описанные в книге, – это враки («неверные истолкования, выдернутые из контекста; недоразумения; злонамеренная ложь, высказанная врагами»). Но Окерлунд не торопится навязать зрителю свою точку зрения и не встает на защиту ни одного из героев. Он просто довольно занимательно и рассудительно рассказывает о том, куда приводят мечты вперемешку с тщеславием и как можно сгореть, собственно играясь с огнем (пылающих церквей). От этого история получилась максимально целостной, и всем описанным событиям с легкостью веришь. Окерлунд показывает мир «истинного норвежского блэк-метала» со всех сторон, как с «парадной», так и со скрытой от обывателя.
После сжигания церквей и непреодолимой тяги к восхвалению темных сил на публике у так называемого «Черного круга» сложился определенный образ в обществе. Парни с устрашающим гримом, поющие что-то про смерть, Necrolust (не спрашивайте) и армагеддон напугали немало старушек на автобусных остановках и навели ужас на несколько поколений воцерковленных людей. Окерлунд нежно заглядывает под их черно-белые маски, показывая, что за тщательно отрепетированной гримасой Темного лорда может скрываться обычный парень, который, например, не стесняясь берет у родителей деньги на оплату аренды помещения музыкального магазина «Ад» и спокойно на выходных смотрит ТВ с любящей семьей. Во славу сатане, конечно. Режиссер исследует природу и целой субкультуры, подробно раскрывая мотивацию каждого из членов «Черного круга» зрителю, будь то позер, мечтающий стать крутым парнем, или жаждущий крови парниша, потерявший ощущение реальности из-за просмотра второсортных хорроров. Просто, мол, было вот так, давайте сделаем выводы. Или не сделаем.
«Властелины хаоса» – отличный пример инди-фильма, который, несмотря на всю деликатность поднятой темы, не преподносит историю серьезным похоронным тоном, а находит место для иронии. Как когда-то сказал сам Евронимус: «Вся эта зловещая темная фигня должна быть веселой».
Екатерина Карслиди