18+

Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Медвежья госуслуга

Денационализация современного искусства

От современного искусства принято ждать скандалов. Если не считать погрома на выставке Василия Слонова на «Винзаводе», уходящий год громких скандалов, вызванных формой и содержанием искусства, не принес. Главные скандалы переместились в институциональную сферу и были связаны с недвижимостью и финансированием бывшего Государственного центра современного искусства (ГЦСИ). Это служит признаком нового курса на разгосударствление современного искусства как института, полагает Анна Толстова.

В конце лета стало известно, что Третьяковская галерея получит здание Самарской фабрики-кухни, выдающегося памятника конструктивизма, изъятое у Средневолжского филиала ГЦСИ. Инициатива передела госимущества исходила от политика Александра Хинштейна — Третьяковка в Самаре стала главным козырем в его предвыборной кампании. Средневолжский филиал получил фабрику-кухню в 2014 году, но в 2016-м ГЦСИ был слит с РОСИЗО, после чего жизнь в головном московском отделении практически замерла, тем более что творческая часть коллектива уволилась почти всем составом, а в региональных филиалах пошла на спад. Если прежняя администрация ГЦСИ всячески форсировала строительство зданий для региональных подразделений, то новое руководство объединенного РОСИЗО-ГЦСИ, напротив, никакой заинтересованности в том, чтобы продолжать начатые стройки, не выказывало.

Томские активисты бьют тревогу по поводу того, что Гороховские склады, предназначенные Сибирскому филиалу ГЦСИ, разрушаются на глазах. Правительство Северной Осетии судится с РОСИЗО, требуя изъять из его управления руину в главном городском парке Владикавказа — средств на реставрацию здания под нужды Северокавказского филиала ГЦСИ не получили, прекрасный реставрационный проект Юрия Аввакумова, похоже, останется бумажной архитектурой. Филиалу во Владикавказе вообще не повезло больше других: в этом году впервые за многолетнюю историю отменили «Аланику», крупнейший фестиваль в области современного искусства на Северном Кавказе,— у руководства РОСИЗО денег на нее не нашлось.

Правда, деньги в организации вдруг обнаружились под конец года: не успел Сергей Перов, под началом которого произошло слияние РОСИЗО с ГЦСИ и замораживание многих активностей последнего, покинуть свой кабинет, чтобы перейти на высокий пост в московский департамент культуры, как его соратники, временно возглавившие РОСИЗО-ГЦСИ, поспешили выписать самим себе миллионные премии — даже одной из них хватило бы на проведение «Аланики». Министерство культуры начало какую-то проверку и спешно прислало новую начальницу, но премиальный скандал привлек внимание к итогам двухлетнего сосуществования творческой организации, какой был ГЦСИ, и техническо-управленческой, какой является РОСИЗО. Они вкратце таковы: филиалы, успевшие встать на ноги при прежней администрации — екатеринбургский с Уральской индустриальной биеннале, главным событием биеннального формата в России, и нижегородский с Арсеналом, лучшим выставочным пространством для современного искусства в России, скорее всего, выживут, судьба остальных — под вопросом.

Создание Государственного центра современного искусства в 1992 году символически означало, что актуальная культура окончательно выходит из подполья и является предметом национального интереса, а расширение сети региональных филиалов — что это предприятие федеральной важности. Постепенное сворачивание деятельности ГЦСИ, видимо, означает, что государство утратило интерес к этому либеральному проекту. В Москве фактическое отсутствие ГЦСИ не так заметно — его с успехом заменяют и крупные частные институции, фонд V-A-C и «Гараж», и муниципальные, такие как Московский музей современного искусства, Мультимедиа Арт Музей и Музей Москвы.

В большинстве регионов заменить ГЦСИ нечем — само существование региональных филиалов придавало современному искусству видимость дела, одобренного на государственном уровне.

Впрочем, с уходом государства из сферы современного искусства не стоит надеяться на ослабление контроля — ни в частном, ни в государственном секторах. Погром на выставке красноярского художника Василия Слонова «Небесный Иерусалим» в галерее «11.12» на «Винзаводе», случившийся в середине сентября, показывает, что бдительность «общественной цензуры» нисколько не ослабла. В те же дни неожиданно и без объяснения причин была отменена выставка активистки и акционистки Катрин Ненашевой в Государственной галерее на Солянке, посвященная проблеме пыток,— в конце года директор «Солянки» Федор Павлов-Андреевич покинул свой пост. Однако большинство случаев цензуры и самоцензуры не предается огласке.

Анна Толстова
Источник

58


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95





Устаревший браузер

Внимание!

Для корректной и безопасной работы ресурса необходимо иметь более современную версию браузера.

Пожалуйста, обновите ваш браузер или воспользуйтесь одним из предложенных ниже вариантов: