Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Между Да или Нет

Его называют гением танца. Именно Владимир Васильев разрушил воцарившийся на сцене привычный образ жеманного классического танцовщика и открыл дверь в мир балета сотням мальчишек — после его мужественного и харизматичного Спартака конкурс в хореографические училища резко вырос. Их дуэт с Екатериной Максимовой называют дуэтом века, а имена Катя и Володя знает весь мир. В день своего 75-летнего юбилея Владимир Викторович покажет на Исторической сцене Большого театра то, что до него не делал никто, — мессу Иоганна Себастьяна Баха, а накануне великий танцовщик XX века дал обозревателю «МК» эксклюзивное интервью.

 

Гению танца Владимиру Васильеву 75 лет
Фото из личного архива.
 

— Расскажите о вашем новом произведении «Dona nobis pacem» («Даруй нам мир»), которое вы собираетесь показать на своем юбилее в Большом вместе с казанской труппой. Ведь это не совсем балет?

— Да, это нечто совсем новое не только для меня, но, как мне думается, и для всего мирового театра. За свою жизнь я никогда не слышал (и тем более не видел), чтобы Месса исполнялась на сцене музыкального театра с участием всех его компонентов: хора, солистов, оркестра, балета. Я мечтал о постановке этого грандиозного произведения, созданного человеком в музыке, несколько десятилетий. Это — божественная музыка для меня не потому, что ее первоначальное назначение культовое, религиозное. А именно потому, что она божественно воздействует на слушающего ее, образовывает, возносит к вершинам, о которых человек мог только догадываться. Может быть, еще и поэтому она названа потомками Высокой Мессой. В 80-х годах я обсуждал с очень влиятельными людьми в Италии постановку Мессы в Ватикане — на площади Сан-Пьетро, со всем анклавом, с участниками и солистами со всех уголков планеты, хотел, чтобы действо это транслировалось на все страны мира и люди почувствовали, что мы едины, нет границ между расами, национальностями, религиями.

Помню, что мы с Катей тогда получали вместе с Франко Дзеффирелли Международную премию мира в Риме. И тогда все, с кем я говорил, заинтересовались этой идеей, сказали «прекрасно, нужно делать», но шло время, и дальше слов дело не пошло. Когда я делал свой фильм «ФУЭТЕ», я решил использовать части этой великой музыки, но мысль поставить Высокую Мессу целиком никогда не оставляла меня. Время от времени озвучивал свою идею в нескольких театрах, включая Большой. И вот случайно в разговоре с директором Татарского оперного театра Рауфалем Мухаметзяновым я обмолвился об этой мечте. И вдруг услышал: «А давайте попробуем поставить ее у нас?». Это было настолько неожиданно для меня; помнится, я сказал что-то типа, что это сложно и дорого, что нужно послушать хор и оркестр. Но как только услышал хор Татарского театра, оркестр, мне стало ясно, что, может, только здесь я и смогу превратить в реальность мою заветную мечту.

Декорации здесь грандиозные и очень символические (художник — В.Герасименко), в компьютерном дизайне в 3D (Д. Герасименко) использованы рисунки необыкновенной художницы-философа Светланы Богатырь, живущей ныне во Франции. Когда я ставил его, думал об обобщающих образах человечества, о каждом человеке и вдруг поймал себя на мысли, что спектакль в том числе и обо мне. Мой жизненный путь, как у миллионов других, — рождение, радость познания, любовь, ссоры, разногласия, невосполнимые утраты и возрождение.

 

Фото из личного архива.
 

 

— Как вы относитесь к тому уникальному состоянию нашего балета, когда почти во всех уголках страны существуют труппы классического танца? В отличие, к примеру, от родины этого искусства, Франции, где классику танцуют только в двух городах — Париже и Бордо?

— Франция — одна из очень немногих стран в мире, в которой классический балет был также «впереди планеты всей». Жаль, если они забывают об этом. Впрочем, пока жива школа классического балета во Франции — а она прекрасная, — опасаться, что классический балет умрет, не стоит. Что касается широкого распространения современного танца, то это вполне нормально: заниматься модерном может практически любой, обладающий желанием, хоть какой-то музыкальностью и подвижностью. В отличие от классического балета, в который и попасть-то могут лишь избранные, с определенным набором физических данных, музыкальностью, органикой. И учиться классическому балету нужно долго, отдавая всего себя каждый день многие годы. В этом смысле современный танец — либерален, его каноны не так строги. Но хорошо, что многие люди получили возможность выразить себя в пластике. Что касается нашей страны (а я езжу много и по нашей стране, и по СНГ), уверяю вас, и у нас в современном танце есть очень талантливые исполнители и хореографы, ничуть не хуже зарубежных. На своих талантливых нужно больше обращать внимания и давать им возможность развивать свое творчество.

— Я знаю, что вы пишете стихи… Будете ли вы их публиковать, издавать сборник? И есть ли сходство у поэзии, по вашему мнению, с хореографией? Ведь первые придворные балеты были связаны как раз с декламацией стихов, как это было у Ронсара и поэтов «Плеяды»…

— Я, как вы, наверное, слышали, из тех людей, которые приветствуют слияние многих видов искусств. Я читал стихи Шекспира на итальянском и Пушкина на русском в спектакле «Долгое путешествие в Рождественскую ночь», где я играл Маэстро Чайковского в Римской опере. И потом мы так же поступили с прозой-дневниками Нижинского в спектакле «Дягилев-Мусагет», где я играл Дягилева и Нижинского. Или вот мы сделали с современными хореографами из России, Украины и Беларуси две мои творческие мастерские: одна на тему Андрея Платонова в Воронеже и другая по Виктору Астафьеву в Красноярске. Это была высокая проза, решенная языком современной хореографии, и там я читал отрывки из Платонова и Астафьева. Что касается моего собственного поэтического творчества, то к юбилею выйдет новая книга стихов «Между Да или Нет», где собрано 100 стихотворений разных лет.

— Свои балеты вы ставите по всему миру. Есть ли желание что-то сделать для Большого и приглашает ли вас ваш родной Большой театр к сотрудничеству?

— К сожалению, за 15 прошедших лет я ни разу не получил ни одного приглашения что-то сделать в родном театре. Ну что ж! Зато у меня много работы в других театрах и страны, и мира. С другой стороны, я благодарен Большому театру за то, что возглавляемый мной Фонд Улановой мог совместно с театром провести и столетие Галины Сергеевны, и юбилейный вечер Кати Максимовой.

 

Фото из личного архива.
 

 

— Давайте немного вспомним ваше директорство в Большом. Как вы считаете, какие ошибки вы тогда сделали? И что считаете положительным в вашей деятельности на этом посту?

— Положительное оценит время. А я знаю, в каком состоянии я театр принял и в каком оставил его следующему директору. И это все было в условиях 90-х, когда по сравнению с другими мировыми театрами наше финансирование выглядело, мягко говоря, скудным. Что касается ошибок... наверное, был слишком либеральным, мягким и открытым. Но тут уж ничего не исправишь — я такой, какой есть.

— В России вас и Юрия Соловьева, на Западе Нуреева и Барышникова считают мастерами, которые больше всего повлияли на развитие мужского классического танца в ХХ веке. Каким вы видите его состояние сегодня? Есть ли танцовщики, творчество которых вам интересно, вы к ним присматриваетесь?

— На развитие мужского танца в нашей стране повлияло много замечательных танцовщиков, и прежде всего Мессерер, Чабукиани, Ермолаев. А талантливые танцовщики есть сегодня и будут всегда. Время идет, эстетика и техника танца меняются, и то, что пятьдесят лет назад могли и делали лишь единицы, сегодня технически исполняют многие солисты. И все же даже среди этого возросшего технического уровня есть выделяющиеся танцовщики. Жаль только, что все реже встречаю артистов музыкально и драматически наполненных на балетной сцене, но это, наверное, тоже веяние времени.

— Несколько лет назад вы говорили, что хотели бы взяться за мемуары, да время не позволяет… К этой идее вы так и не вернулись, ведь со столькими замечательными людьми в жизни встретились?

— Вот-вот (смеется), меня все постоянно подгоняют: ну когда же начнешь писать? А я все откладываю, все кажется — есть еще время. И фильм, который затеял грандиозной сагой, стоит на полпути недоделанный. Каждый раз говорю себе: вот пройдет этот спектакль — и начну. И так продолжается уже многие годы. Но, может быть, вот юбилей в Большом пройдет, пройдут выставки, отдохну, и с новыми силами что-то еще удастся сделать.

— Многие из балетов, вошедших сегодня в золотой фонд Большого театра, ставились именно на вас. И говорят, повторить те образы невозможно, хотя много танцуют «Спартака», «Ивана Грозного»… Не было ли у вас желания когда-либо поработать с новыми исполнителями ваших ролей?

— Ну, во-первых, повторять те образы не нужно никому. Каждый танцовщик, артист на сцене создает свой уникальный образ (если он большой, настоящий артист, конечно). А во-вторых, у этих балетов есть автор-создатель, который видит, как и кто лучше будет репетировать созданные им роли в его балетах. Внутри себя я отмечаю, конечно, каждый раз, если вижу ошибки у какого-то исполнителя названных вами ролей, и, наверное, мог бы помочь им что-то сделать лучше. Но я уверен, видят это и другие педагоги-репетиторы, которые работают с этим артистом.

— Известно, что тогдашним руководством Большого на вас были наложены «санкции», когда вы по-своему исполнили партию Ивана Грозного… Имеет ли право артист, по вашему мнению, в рамках предложенной хореографии интерпретировать партию по-своему?

— Вы, наверное, имеете в виду случай со мной в «Иване Грозном», когда я спонтанно снял маску в сцене опричнины раньше времени. Сейчас я могу сказать, что тогда был не прав. Если автор жив, то, конечно, в принципе неправильно без разрешения автора что-то кардинально менять. С другой стороны, в истории бывали случаи, когда именно артисты неожиданно для самих создателей находили какие-то точные решения той или иной мизансцены, новые движения. Лично я сам, как хореограф, очень люблю, когда артисты предлагают мне свои находки и решения, творчески подходят к созданию роли. Главное, чтобы артист умел тонко чувствовать, в каком направлении мыслит автор, чтобы, не нарушая замысла и атмосферы спектакля, предложить свое решение. И для меня важно, чтобы такое предложение всегда шло в сторону усложнения, а не упрощения.

Мой с Ермолаевым «Дон Кихот» 1962 года был ведь тогда революцией, а спустя лишь несколько лет его уже повсеместно танцевали именно так, указывая на афишах классическую хореографию Петипа — Горского. А сколько до меня внесли своего Ермолаев и Чабукиани? Развитие мужского танца шло во многом за счет талантливых исполнителей, которые вносили что-то свое, найденное на репетициях и в классах.

— У вас очень интересные живописные работы, их отличают проникновенность, душевность… Вы рисуете с детства? Это какая-то отдушина? Способ переключиться на другое? Помогает ли вам изобразительное искусство в вашем творчестве?

— Рисовать я начал с самого детства, и всегда меня притягивал этот вид творчества. Потом, подростком, попал в летний лагерь художников, где удалось немного поучиться с юными мастерами на пленэре. И, конечно, многое мне дали мои друзья — талантливые художники, в мастерских которых я проводил много времени, учась у них этому удивительному искусству. Так что, хотя я не ходил в специальные учебные заведения, учился я всегда и везде: и в художественных галереях мира, и по удивительным книгам великих живописцев, и у моих современников. Конечно, пока танцевал и потом, когда был директором, писать красками удавалось лишь изредка. Но зато после 2000-го появилось больше возможностей и времени. Я пишу практически каждый день. И, пожалуй, сегодня могу сказать, что не могу без этого. И это не способ переключиться на другое, это тоже есть мое творчество, моя потребность так выразить свое душевное состояние, свое видение мира. Теперь, когда уже десять моих спектаклей прошли в моих живописных декорациях, создано более 1000 полотен, состоялось уже около 20 моих выставок, это давно вышло за рамки простого увлечения. Это стало еще одним делом моей жизни.

— В своем последнем интервью «МК», за несколько месяцев до смерти, Екатерина Максимова говорила, что верит в судьбу. «Вот так случилось, что мы с Васильевым поступили в один год в хореографическое училище, — говорила она, — а ведь могли бы вообще никогда не встретиться». А вы верите в судьбу?

— Не задумывался над этим. Наверное, в большей степени я верю в случайные совпадения.

Павел Ященков 

880


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95