Лидер группы «Монгол Шуудан» Валерий Скородед обладает уникальным, но довольно бесполезным в наше время талантом сочинять тонны песен про анархистов и Гражданскую войну. Валерий занимается эти уже 30 лет и не планирует ничего менять в своём подходе к тематике композиций - хотя со стороны хорошо заметно, что большой востребованностью эти песни не пользуются. Нет, можно иногда по приколу поорать что-то про «на поясе болтается граната» или «Махно продался Ленину», но давайте вспомним, какая песня много лет остаётся главным хитом «Монгол Шуудан». Это «Москва» на стихи Сергея Есенина, там нет ни Махно, ни Кропоткина, ни одичалых крестьян с винтовками - и с основной парадигмой творчества Валерия Скородеда песню роднят только годы создания текста. «Анархические» песни «монголов» такой народной любовью не пользуются, хотя среди них и попадались довольно яркие произведения. Тем не менее 52-летний лидер группы к своему дару относится крайне уважительно и продолжает «на базаре птицей торговать», выдавая всё новые и новые вариации на излюбленную тему. Не скрою, были попытки повторить успех «Москвы», и в репертуар включались другие песни на стихи Есенина, однако особого резонанса это не вызвало, и Скородед вернулся в свою «рок-махновщину». К слову, об анархизме он не только поёт, но и не прочь авторитетно порассуждать - да только всё реже находятся корреспонденты, готовые это слушать и публиковать в своих изданиях.
Через банду «Монгол Шуудан» за 30 лет прошло чуть ли не полсотни музыкантов: несмотря на раздолбайский имидж, Валерий Скородед умеет включать строгого начальника и увольнять людей пачками. Многие, впрочем, и сами уходили на более хлебные места - анархо-рок при всей стабильности содержания песен не гарантировал им стабильного количества концертов. Тем не менее круговорот музыкантов в случае с «МШ» не приводил к снижению качества. Если чем-то меня и удивил новый альбом «Инстинкт агрессивности», так это аранжировками и звучанием инструментальных партий. Нынешний состав отличается спаянностью, слаженностью и резкостью - и в звучании новых песен меньше, чем когда-либо в истории «Монгол Шуудан», разболтанности, которую, казалось бы подразумевает жанр. Если мысленно убрать из некоторых песен текст и пение Скородеда, из них могли бы получиться неплохие хард-н-хэви-номера. Однако к чему фантазировать о том, чему не бывать?
Валерий по-прежнему неистощим на зарифмованные сюжеты о Гражданской войне, пусть какие-то моменты уже повторяются. В текстах стало больше ненормативной лексики, которую раньше Скородед использовал более дозированно. (Видимо, это потому, что с матом раньше не так активно боролись.) Ну что же, песню «Винтик» это даже по-своему украсило. А вообще альбом получился довольно предсказуемым, процентов на 80 он состоит из бодрых боевичков на известную тему, среди которых сложно выделить удачи и неудачи. В трек-листе есть давно известные «Четыре пули», но в целом всё как-то ровненько, что для пластинки не очень хорошо. На общем энергичном, но однообразном фоне выделяется внезапной романсообразностью только «Хаос по округе». Эту вещь, пожалуй, мог бы исполнять не только Скородед, но и Буба Касторский.
Алексей Мажаев, InterMedia