Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Мошенники начали обманывать родственников участников СВО: «Срочно оплатить его лечение»

Специалисты советуют первым делом прислушаться к фону телефонного разговора

Жителей Подмосковья уже много лет терроризируют телефонные мошенники. Но в последнее время их атаки стали особенно изощренными и опасными. Преступники прикидываются сотрудниками правоохранительных органов или банков, используют фиктивные мобильные приложения финансовых организаций и поддельные аккаунты в социальных сетях. К сожалению, их жертвами чаще всего становятся самые беззащитные и доверчивые. «МК» выяснил, как противостоять этой новой киберугрозе и защитить себя и своих близких.

Недавно телефонные мошенники добрались до родственников военнослужащих, участвующих в СВО. Они звонят среди ночи и рассказывают вымышленные истории, чтобы вымогать деньги и завладеть персональными данными.

«Преступники могут позвонить под видом волонтеров и сообщить жертве обмана, что близкий ему человек попал в плен и ему необходимо срочно собрать крупную сумму для выкупа. Или же того хуже — говорят о гибели родственника, который сейчас находится на СВО, и просят перевести деньги для транспортировки тела на родину. Еще один способ выманить деньги — это ложь про то, что военнослужащий якобы ранен и требуется срочно оплатить его лечение», — рассказывают в Главном управлении региональной безопасности Московской области.

Специалисты по кибербезопасности советуют в таких ситуациях не терять присутствия духа, сохранять спокойствие и постараться самостоятельно проверить достоверность информации. Прежде всего, если есть возможность, нужно связаться с самим военнослужащим. Однако в любом случае нельзя сообщать личную информацию и финансовые данные по телефону, особенно если звонок пришел с незнакомого номера.

Обычно мошенники звонят из больших колл-центров, где в одной комнате сидят сразу несколько операторов. Они работают в наушниках, поэтому не слышат фон, который их окружает, бубнеж таких же мошенников, но человек на другом конце провода его слышит. Поэтому нужно сразу же насторожиться. Еще один признак телефонного мошенничества — предварительный прозвон номера, когда после соединения в трубке пустота. Это проверяли телефонный номер — действующий он или нет. В любом случае сотрудники ГУРБ не советуют отвечать на звонки с незнакомых номеров и помнить, что никто никогда не будет сообщать родственникам информацию о смерти, ранении или плене бойца по телефону. Так поступают только мошенники.

По словам эксперта в области кибербезопасности, генерального директора АНО «ПравоРоботов» Никиты Куликова, телефонным мошенничеством занимаются огромные колл-центры на Украине, там работают сотни, а может, и тысячи людей. Это гигантский бизнес, который постоянно совершенствует схемы отъема денег у россиян, и жертвой их преступной деятельности может стать не только пенсионер, но и студент, и любой другой человек.

Например, на днях появилась информация еще об одном новом виде мошенничества: в магазине AppStore появились фейковые приложения банков ВТБ и «Тинькофф». В них используют фирменные цвета этих финансовых организаций, однако к упомянутым банкам они никакого отношения не имеют. Основная задачи приложений — похитить персональные данные клиентов банков.

Также правоохранители предупреждают о том, что мошенники могут использовать видеозвонки через мессенджеры. Преступники создают поддельные аккаунты в соцсетях, маскируясь под популярные финансовые организации. Они имитируют название банка, его логотип и даже короткий телефонный номер 900. Затем под видом сотрудника банка совершают первый звонок и уточняют у собеседника, обновлял ли он мобильное банковское приложение. В случае отрицательного ответа лжефинансист предлагает дождаться звонка якобы профильного специалиста, который поможет с обновлением приложения.

После этого сообщник мошенника звонит с другого аккаунта по видеосвязи, просит включить трансляцию экрана и зайти в мобильное приложение банка. В результате злоумышленники получают доступ к персональным данным собеседника: они видят его номера карт, суммы на счетах и коды в СМС от банка. В дальнейшем это позволит заполучить доступ к личному кабинету клиента в приложении на своем устройстве и украсть денежные средства, оформить кредит.

Сотрудники полиции, да и самих банков уже неоднократно призывали граждан быть бдительными, не разговаривать с незнакомцами по телефону, тем более по видеосвязи, и не транслировать экран своего телефона незнакомым людям, помня, что сотрудники банков никогда не будут связываться с клиентами в мессенджерах. Между тем все равно находятся люди, которые игнорируют эти рекомендации и попадаются на уловки преступников.

Существует даже антирейтинг самых крупных телефонных афер. Первое место в нем принадлежит жителю подмосковного Королева, который после звонка мнимого полицейского взял кредит на 13,3 млн руб. и перевел деньги на подставной счет. На втором месте подольчанин — его аферисты убедили инвестировать 10,2 млн руб. на «бирже». Пенсионерка из Мытищ после общения по телефону с лжесотрудником Центробанка России потеряла квартиру, да еще и кредит взяла на 2,7 млн рублей. Общая сумма ущерба составила 9,2 млн рублей. А еще одна жертва телефонных мошенников из Люберец поверила, что ее дочка стала виновницей ДТП и ей грозит большой тюремный срок, она обналичила все свои сбережения, взяла кредиты и перевела аферистам 7,2 млн рублей.

Этот печальный список можно продолжать очень долго. Так почему же одни люди никогда не разговаривают с телефонными аферистами, а другие попадаются на их уловки?

«Большинство людей, услышав по телефону от мнимого полицейского, что его родственник попал в беду, тут же положат трубку и постараются с ним связаться, выяснить, что произошло? То же самое касается и тех, кому мошенники говорят, что их счет взломали или что на их имя взяли кредит и так далее. Эти люди постараются сами перезвонить в банк и выяснить, что с их финансами. Но всегда найдется несколько супертревожных или очень наивных людей, которые поверят злоумышленникам. Сто или даже тысяча человек телефонного мошенника просто пошлют куда подальше с его байками, но один на тысячу поверит ему и будет выполнять все, что тот ему скажет. Беда в том, что преступникам доступны огромные телефонные базы номеров, и в этом бизнесе задействовано столько людей, что недостатка в жертвах не бывает», — объясняет эксперт.

По его словам, с преступниками лучше вообще не вступать в контакт. Как только вы начнете разговор или переписку с ними, пусть даже в шутку или из любопытства, психологическое воздействие на вас может усилиться в несколько раз.

«Их обучают профессиональные психологи, они хорошо владеют социальной инженерией, на каждого, кому они звонят, у них заготовлено специальное досье. Туда собраны данные, которые они собирают в соцсетях, ведь многие люди сами делятся в своих аккаунтах фотографиями родных и близких, рассказывают о своих путешествиях, работе, хобби. В руках умелого манипулятора эти факты могут произвести на жертву преступного замысла сильное впечатление», — говорит Куликов.

Так что же делать? Как защитить себя и своих близких от телефонных мошенников? Не нужно отвечать на звонки и сообщения с неизвестных номеров, в один голос советуют специалисты. Если вам пришло сообщение через мессенджер поучаствовать в какой-то сомнительной акции, проголосовать на неизвестном сайте и прочее, сразу же игнорируйте, а еще лучше немедленно заблокируйте телефонный номер, с которого оно пришло. А самое главное — помните, что доверять нужно только своим родственникам и друзьям, поэтому позвоните им и обсудите сложившуюся ситуацию или встревожившую вас новость. Вместе вы быстро придумаете правильный выход. Ведь между близкими людьми не должно быть никаких секретов, особенно в наше такое непростое, тревожное время.

Елена Березина

Источник

117


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95