Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Мотивация персонала и восточная философия

Основной задачей западного менеджмента ещё с древнегреческих времён было: «Как заставить людей делать то, что они не хотят делать».

Священной книгой этого подхода стал труд Фредерика Тейлора «Принципы научного менеджмента»¹, опубликованный в 1911 году. По образованию Тейлор был инженером-механиком; возможно, поэтому он не делал особого различия между людьми, станками, запасами сырья и другими производственными ресурсами.

Большинство руководителей до сих пор придерживаются заветов Тейлора, даже если никогда не читали его книг.

Западная традиция слишком ревностно следует библейскому принципу «В поте лица твоего будешь есть хлеб»². Она то и дело призывает с чем-то бороться, что-то превозмогать, прикладывать неимоверные усилия, суетиться и хлопотать.

Между тем, в даосизме ценится принцип «У-вэй», который обычно переводят на русский язык словом «недеяние» и поэтому ошибочно трактуют как пассивную созерцательность. В действительности «У-вэй» предлагает лишь не делать того, что вам не свойственно по своей природе, что требует насилия над собой или окружающим миром. Как сказано в «Дао дэ цзин»³:

 
 
 
 
 

Совершенномудрый, совершая дела, предпочитает недеяние; осуществляя учение, не прибегает к словам; вызывая изменения вещей, не осуществляет их сам; создавая, не обладает тем, что создано; приводя в движение, не прилагает к этому усилий; успешно завершая что-либо, не гордится.

 
 
 
 
 


Источник: ru.freepik.com

Похожие мотивы прослеживаются в индуизме, где следование дхарме тоже означает делать то, что присуще именно вам. Вот что говорит «Бхагават-гита»⁴:

 
 
 
 
 

Даже мудрый следует своей природе; Всё живое на свете поступает сообразно ей; Что толку с этим бороться?

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Лучше делать своё дело, Пусть даже несовершенно, Чем браться за дело другого; Лучше умереть, исполняя свой долг, Чем пытаться исполнить чужой. Чужая дхарма опасна.

 
 
 
 
 

Наконец, родственные идеи есть в Евангелии, где Иисус говорит в Нагорной проповеди: «Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть?»⁵ Однако западное общество, которое якобы базируется на христианском мировоззрении, гораздо больше претворяет в жизнь ветхозаветный принцип о «поте лица», чем Нагорную проповедь.

Лишь в последние годы отдельные деятели менеджмента начали догадываться, что здесь что-то не так. Книга Тома Демарко и Тимоти Листера «Peopleware», вышедшая в 1987 году, воспринималась в деловом мире как безумная ересь. Вот как её авторы предлагали мотивировать персонал⁶:

 
 
 
 
 

• Найдите подходящих людей. • Сделайте так, чтобы они были счастливы и не хотели уходить. • Дайте им волю.

 
 
 
 
 

Современные начальники постепенно обнаруживают удивительную вещь: оказывается, если сотрудник занимается тем, что ему самому интересно и свойственно, то он работает качественнее и достигает лучших результатов. Чтобы прийти к этому выводу, западному миру потребовалось несколько тысяч лет «потогонного» менеджмента.

Если руководитель прежней формации хочет, чтобы была сделана определённая работа,— он нанимает кого попало и придумывает, как заставить его сделать эту работу. А руководитель нового поколения ищет человека, которому по своей природе интересно заниматься именно этим делом. Такого сотрудника не придётся постоянно заставлять и контролировать.

Книга Дэниела Пинка «Драйв», изданная в 2009 году, уделяет много внимания «внутренней мотивации». Этот термин, восходящий к работам американского психолога Гарри Харлоу, по сути продолжает идею «У-вэй» и дхармы, выражая её в понятиях западной науки.

«Внутренняя мотивация имеет огромное значение во всех видах экономической деятельности,— пишет Пинк, ссылаясь на швейцарского экономиста Бруно Фрая.— Немыслимо, чтобы людей мотивировали исключительно или даже преимущественно внешние стимулы»⁷.

И далее об одном бизнес-лидере⁸:

 
 
 
 
 

Когда он проводит собеседование при приёме на работу, то заявляет потенциальным сотрудникам: «Если вам нужно, чтобы я вас мотивировал,— я, скорее всего, не буду вас нанимать».

 
 
 
 
 

К сожалению, придётся подождать ещё несколько сотен или, возможно, тысяч лет, прежде чем следование «У-вэй» станет обычной практикой в бизнесе, не говоря уже о повседневной жизни. Но каждому из нас в отдельности ничто не мешает воплощать этот принцип уже сейчас.


¹ Единственное издание на русском языке: Тейлор, Ф. У. Принципы научного менеджмента. Пер. с англ. А. И. Зак. М.: Контроллинг, 1991. ISBN 5-86005-010-0

² Быт 3:19

³ Древнекитайская философия: собрание текстов. В 2 т. Сост. Ян Хин-Шун. М: Мысль, 1972–73. Т. 1, с. 115

⁴ Бхагавад-гита. Пер. Б. Гребенщикова. М: АСТ, 2020. ISBN 978-5-17-116687-8

⁵ Мф 6:26–27

⁶ ДеМарко, Т., Листер, Т. Человеческий фактор: успешные проекты и команды. Пер. М. Зислиса и С. Маккавеева. 3-е изд. СПб: Символ, 2014. ISBN 978-5-93286-217-9

⁷𝄒 ⁸ Пинк, Д. Драйв: Что на самом деле нас мотивирует. Пер. И. Трифонова. М.: Альпина Паблишер, 2021. ISBN 978-5-9614-2696-0

Ростислав Чебыкин

156


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95