Сделай ноту по-настоящему красивой. Потому что если нота некрасива, то нам всё равно, что с ней произойдёт.
Бенджамин Зандер, дирижёр
Бостонского симфонического оркестра
Когда-то наш педагог Ирина Алексеевна Липатова показала, дала почувствовать, понять очень важную вещь: важно – не КАК извлечь звук – каким способом и при каком положении руки, важно – ЧТО извлечь – какое звучание.
Она предлагала нам, нажимая на одну клавишу несколько раз, слушать РАЗНОСТЬ в звучании, в яркости и длительности звука. Самый красивый и долгий звук получался при «правильном», т.е. оптимальном положении руки, при свободе в мышцах и концентрации в мгновение касания.
Оказывается, если внимание направлено на красоту звука, то об остальном можно уже не заботиться – тело само выберет нужную постановку рук, выровняет спину, освободит плечи.
Слушая, как звучит нота, хорошо закрыть глаза. Когда не смотришь на клавишу, как будто слышнее. И – свободнее. Не видишь руки, не думаешь о ней, и она действует без оглядки – увереннее, точнее.
Наверное, поэтому играть без слушателя – без возможной оценки со стороны – легче. Наверное, поэтому чьё-то присутствие сбивает в самом неожиданном месте – что-то внутри отвлекается на производимое впечатление, появляется желание выглядеть хорошо (в данном случае – исполнить хорошо), понравиться, и от этого – зависимость, несвобода.
Когда-то первая учительница музыки моих детей предложила – чтобы они привыкли играть для публики, усаживать на диван игрушки и устраивать для них концерт.
Удивительно, но оказалось, что играть для игрушек тоже сложно.
Спустя годы, занимаясь взрослой, я прибегла к этому совету сама – благо, игрушек дома было много. И вдруг – смех и грех! – ощутила тот же зажим, то же волнение, что и в присутствии живых людей.
Но зато когда я, играя, закрывала глаза, то возникал удивительный эффект: и руки свободны, и ответственности перед собой никакой нет (имею право на ошибку – ведь клавиш не вижу!), оставалось только звучание, и в этом была почти невесомость: слушаешь – паришь.
Когда-то мне казалось невозможным играть с закрытыми глазами – как же я попаду на нужные клавиши, не глядя на них? И вот удивление, радость, восторг – возможно!
Оказывается, пальцы помнят – где надо быть и когда, и перелетают свободно, если довериться им и слуху.
Недавно узнала об одном забавном китайском упражнении, называется «Золотой петух стоит на одной ноге». Очень простая вещь – нужно стоять на одной ноге с закрытыми глазами. Оказывается – сложно! С открытыми чувствуешь себя увереннее, а закроешь глаза и начинаешь балансировать. Но какое же удовольствие, когда удаётся удержать равновесие с закрытыми глазами! Как будто внутри включаются какие-то другие механизмы и ты свободен от внешних опор-ориентиров. Наверное, при игре на фортепиано с закрытыми глазами что-то похожее происходит – включаются какие-то новые для нас внутренние возможности. И от этого столько радости!
Алла Азарх