«Учиться музыке» – это прежде всего научиться читать ноты. Так здорово и так заманчиво – открыть книжку с нотами-значками и сыграть написанное.
Хотя… Ребёнок поначалу воспринимает речь на слух, а потом уже учится читать и писать.
Мне кажется, восприятие музыки такое же. Ведь мы повторяем полюбившиеся мелодии, не зная нот и не думая о том, как они записываются.
Кстати, может быть, иностранные языки тоже стоит сначала учить «на слух», а потом уже буквенную запись?
Возвращаюсь к нотам.
Мне кажется, что их гораздо проще запомнить, чем буквы любого языка – их ведь всего семь! Они повторяются выше, ниже, и если для себя понять, что это та же нота, только с другого этажа, то объём знаний-запоминаний перестанет казаться необъятным.
Когда моему младшему сыну только исполнилось пять лет, я начала показывать ему ноты. Начала почему-то с ноты соль. И он с удовольствием отыскивал её в разных пьесках. И радовался, когда находил, как радуются случайной встрече с другом. Остальные ноты потом очень быстро запомнились. Сейчас я думаю, что из-за «соль» он сразу освоился со второй линейкой, окружённой нотами со всех сторон, как бы оказался «в гуще событий», и это помогло ориентироваться, когда знакомился с остальными.
Когда маленьких детей начинают учить музыке, то первый этап – это «донотный период». Мне кажется, он нужен всем, кто хочет заниматься музыкой, в любом возрасте. Тогда восприятие нот совсем другое – они перестают быть просто значками, они сразу звучат! Как написанное слово «дом» вызывает готовый образ, так и значок ноты «до» (и остальных нот) оживает в звуке. И всё наполняется смыслом: последовательность нот звучит мелодией, их сочетания (аккорды) создают звуковые картины – настроение.
Алла Азарх,
учитель музыки