Проснувшись, услышала птичий щебет и вдруг вспомнила фразу из «Дзен-гитары» Филиппа Тосио Судо: «Если вы можете отличить пение птиц от лая собак, значит, вы можете отличить высокую ноту от низкой», и мысль зацепилась и радостно покатилась вперёд.
Мне приятно находить извне подтверждения своим внутренним открытиям. Эта фраза – как раз о том, что я поняла сама: нет музыкальных «неспособностей», впрочем, как и в других областях нет «неспособностей», есть неоткрытость в каком-то направлении. И если захотеть, то пусть не с размаху, а медленно, постепенно можно открыть любую дверь в любой из миров: можно учиться танцевать или играть на музыкальных инструментах, можно начать рисовать, можно открыть для себя физику или математику… Всё равно, в какую область будет направлен взгляд, важно захотеть по-настоящему, и тело будет следовать за вдохновлённой душой.
Но вернусь к музыкальным способностям. Я слышала мнение: «Важней, чем слух, чувство ритма, слух ещё можно развить, а чувство ритма – нет, это врождённое». И вот нашла фразу в противовес:
«Каждый, у кого бьётся сердце, обладает своим ритмом. Каждый, кто вдыхает и выдыхает, делает это ритмически».
Помню, раньше у детей при поступлении в музыкальную школу проверяли способности: спой мелодию, повтори ритм. Для меня взрослой это было бы сложное испытание – я не умела управлять голосом и не запоминала ритмическую фразу. Но маленькими кусочками и не быстро – вполне могла повторить.
Сейчас уверена – не нужны никакие проверки способностей, они есть у каждого, только проявить их не каждый может сразу. Для начала занятий нужно лишь желание, интерес.
А для учёбы – и для взрослых, и для детей – задания должны быть такими, которые обязательно получатся. И на этой радости «Получается!» можно двигаться вперёд.
Не важен темп, объём, сложность, важно удовольствие от сделанного самостоятельного шага, пусть крошечного, но всегда значимого на новом пути.
Алла Азарх,
учитель музыки