Учитель музыки – моя вторая профессия. Первая – инженер-строитель.
Я начала учиться музыке поздно, будучи взрослым человеком. И поэтому во время учёбы не только проходила все этапы становления музыканта, но и наблюдала за этим внутренним процессом как бы со стороны, будучи в одном лице и учеником, и учителем. Открытий в себе было не меньше, чем открытий в мире музыки. В какой-то момент мне захотелось рассказать об этом миру. Так появилась серия «Музыкальный момент».
Когда меня спрашивают, с чего нужно начинать занятия музыкой, то я отвечаю, что начинать нужно с того, чтобы просто слушать звуки. Как из точек, чёрточек и линий у ребёнка получается рисунок, так из звуков, их сочетаний и последовательностей получается какая-то звуковая картинка. Хочется, чтобы было правильно, красиво. Но ведь интересно посмотреть, услышать вообще хоть что-то.
Детям – интересно. А взрослые – не рискуют вот так, чтобы ерунда какая-то прозвучала во всеуслышанье.
Неожиданно нашла подтверждение своей мысли в книге Филиппа Тосио Судо «Дзен-гитара»:
«Если вы уже повязали белый пояс, взяли гитару и настроили её, то вам остаётся только играть. «Как, – скажете вы. – Я совсем новичок, я не знаю ни одной песни, я понятия не имею, как играть!» Тогда начните вот с чего: играйте одну ноту на одной струне и вкладывайте душу и сердце в каждый щипок. И повторяйте это снова и снова… Если вы не можете сыграть то, что слышите, тогда услышьте то, что играете».
Так ребёнок черкает-рисует, а потом смотрит – что получилось? И называет картинку или даже рассказывает сюжет. А потом в какой-то момент взросления вдруг хочет, чтоб было похоже на увиденное где-то, и если не получается, то отказывается от своих «художеств». И очень жаль. Потому что так замирает творчество, и возникает придуманная где-то внутри «бесталанность».
Как сохранить эту свободу, фантазию, безоглядность – не знаю. Но чувствую – к ней можно вернуться со временем. Во всяком случае я – возвращаюсь. Медленно. Поначалу очень робко – через постоянные сомнения. А потом – смелее, хоть и так же медленно.
Главное – осознать, к чему иду. Иду к себе-ребёнку, в то время, когда пела, не думая о том, правильно или нет, когда импровизировала без оглядки. А услышала свой голос в записи – и совсем не то, что мне слышалось (это потом уже я узнала, что в записи все свои голоса не узнают). А потом сыграла СВОЁ взрослым и почувствовала – не звучит, не получается образ. И сама себе вынесла приговор...
Только повзрослев, я поняла, что дело лишь во внутренней свободе, и разрешила себе быть неумелой, неточной, разрешила себе ошибаться, не соответствовать. И – у меня начало получаться! Начал звучать голос – сквозь годы молчания (сквозь десятилетия!), начали возникать мелодии – просто так, из набора звуков, в свободном движении руки и настроения. И появилось понимание – СЕБЯ!
Алла Азарх,
учитель музыки