Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

«Мы решили сказать вслух о школе то, о чем обычно говорят на кухне»

Актриса Ирина Купченко — о конфликте поколений и о том, чем фильм «Училка» поможет запутавшимся в жизни учителям и ученикам

«Мы решили сказать вслух о школе то, о чем обычно говорят на кухне»

Кадр из фильма «Училка». Фото: kinopoisk.ru

В Москве прошла премьера социальной драмы режиссера Алексея Петрухина «Училка» — фильма о конфликте поколений, в котором решающим аргументом в споре между учительницей и учениками становится пистолет. Исполнительница главной роли Ирина Купченко рассказала «Известиям» о том, как решилась выйти из привычного актерского амплуа, и о составляющих конфликта поколений.

— Вас привыкли видеть в образах героинь аристократичных, женственных. Здесь же — совсем другой персонаж: пожилая, замученная жизнью учительница. Не было сомнений, когда соглашались на роль?

— Я актриса, и мне понравилась роль: тема, развитие, характер. Действительно, большинство ролей, которые я играла до этого, — лирические героини в психологических фильмах. «Училка» — это социальная драма, где герои открыто и четко транслируют свои мысли. Меня заинтересовала тема — она сегодня актуальна и очень значима. 90% людей так или иначе связаны со школой — у одних учатся дети, внуки, другие работают в этой системе.

— А вам близок тот взгляд на школу и на взаимоотношения между учителями и учениками, которые отражены в картине?

— Я играю не взгляд, а ситуацию. А правдивость этой ситуации очевидна — почитайте СМИ, посмотрите телевидение: учителей унижают, иногда бьют, в школах стреляют. Про мою героиню нельзя сказать, что она — хорошая учительница. В начале картины это человек потерянный в силу сложившихся у нее самой личных обстоятельств. Ей не хочется идти в школу, не хочется видеть ребят, она делает всё через силу. И только потом, в результате неожиданно сложившейся шоковой ситуации в ней что-то начинает меняться. Разумеется, есть благополучные школы, замечательные педагоги и дружные классы. Но «Училка» — фильм не про них. Это фильм про тех и для тех учителей и ребят, которые потерялись, запутались в  жизни. Нам захотелось им помочь. После просмотра одна из учительниц встала и сказала на весь зал: «Мы вам благодарны за то, что теперь чувствуем поддержку».

Кадр из фильма "Училка".

Кадр из фильма "Училка".

 

— То есть самые заинтересованные зрители — это учителя?

— И учителя, и родители — люди, которые оказались в замешательстве перед изменившимися обстоятельствами. У учителя сейчас нет ни власти, ни авторитета: учитель не может заставить ребенка делать то, что считает нужным. Учителей лишили воспитательной функции, считая, что ребенок должен развиваться свободно — и это правильно, — делать, что хочет, — а это уже не всегда правильно. А учитель стал менеджером по предоставлению знаний. В фильме мы обсуждаем эти вопросы, но отвечаем на них не мы, авторы, а зритель — каждый по-своему. В результате получается дискуссия. Просто мы  решили сказать вслух о школе то, что обычно все говорят дома на кухне.

 Вы ожидали такой положительной реакции зрителей?

— Наоборот, я была убеждена, что как раз учителя, да и вообще люди среднего и старшего поколения этот фильм не примут. Но неожиданно самыми горячими зрителями оказались как раз они. Видимо, мы затронули то, что в глубине душе их больше всего волнует. После каждого показа мы разговариваем со зрителями — и никто не уходит, весь зал сидит и ждет. И они разговаривают не столько с нами, сколько друг с другом, спорят.

— Какие качества вашей героини вы определили для себя главными?

— Ответственность и мужество. Я спросила у режиссера Алексея Петрухина, какую героиню нужно играть — слабую или сильную? Режиссер захотел сильную.

— Тяжело было работать над ролью?

— Когда играешь в сцене с одним или двумя партнерами, выстраивать со всеми отношения проще, чем когда в кадре их 18. Тем более что режиссер не дал мне познакомиться с ребятами до съемок, и первый раз мы встретились уже в кадре. Он хотел, чтобы ребята не относились ко мне, как к Ирине Петровне, а сразу воспринимали меня как учительницу. Так и произошло. Они такие подлинные, настоящие, живые, что с ними играть не получается, можно только существовать, и это замечательно. Ребята — лучшее, что есть в этом фильме. Обычно класс в кино — это общая масса, выделяются 1–2 героя. А здесь все ученики разные и запоминающиеся — у всех точные характеры и человеческие типажи. Вообще, я считаю, что главные герои — этот как раз ребята. «Училка» —  фильм про них и для них.

Кадр из фильма "Училка".

Кадр из фильма "Училка".

 

 В один из моментов ваша героиня с пистолетом в руках произносит: «Я пережила 1990-е». Как раз в те годы к школе начали относиться, как к чему-то ненужному: ее бросали и учителя, и ученики. Насколько для сюжета фильма «Училка», рассказывающем о современности, важны аллюзии на 1990-е?

— Всё, что сейчас происходит, — как раз результат 1990-х, когда всё сломалось и развалилось. Все эти годы школой не занимались, а если занимались, то экспериментируя, причем безответственно. И сейчас, когда школы уже выпустили поколение людей, которые не очень понимают, что хорошо, а что плохо, за образование взялись всерьез. Ведь школьный возраст — это время, когда формируется личность, из личностей потом формируется народ. Поэтому проблема школы — это проблема всего общества.

 В «Училке» как раз затронут вопрос конфликта поколений. В чем же главная разница между поколениями вашей героини и ее учеников?

— Конфликт поколений — выдуманный. Он возникает по вине взрослых, которые не хотят вникнуть в проблемы детей, забывая себя в этом возрасте. Взрослые должны внимательней относится к внутреннему миру ребят, это сгладит конфликт. И различия между поколениями — внешние: манера одеваться, жаргон, интернет вместо книг. На самом деле ребята умные и хорошие. Они и в фильме хорошие. Плохих людей вообще нет. Как говорил Иешуа у Булгакова в «Мастере и Маргарите», «злых людей нет на свете», и если поговорить с Крысобоем, то даже он бы изменился, потому что он хороший человек. Если мы научимся говорить друг с другом, постараемся понять и простить друг друга, то многое можно изменить.

— А не имея пистолета в руках, ваша героиня смогла бы достучаться до детей?

— Пистолет — это метафора. Манок, с помощью которого авторы пытаются удержать внимание зрителя, чтобы поговорить с ним о важных вещах. Достучаться можно только любовью — это гораздо эффективнее. Но, к сожалению, нет ничего труднее, чем полюбить ближнего своего. Любить труднее, чем взять в руки пистолет. Но в фильме он был нужен, чтобы создать экстремальную ситуацию, в которой проявилось бы всё лучшее и худшее, что есть в героях. 

Для меня самым интересным был момент, когда ребята, пусть под дулом пистолета, вдруг понимают, что, оказывается, благодаря полученным знаниям можно решать и свои жизненные проблемы. Человек же получает опыт, прожив жизнь, и потом использует его в трудных ситуациях. Но как быть, если опыта еще нет, когда тебе 16 лет, когда ты еще даже в себе не можешь разобраться? Советоваться с друзьями или залезать в интернет или в глянцевые журналы? Мы в свое время читали Толстого, Тургенева, Диккенса, пользовались опытом великих авторов, и этот опыт помогал нам не заблудиться в лабиринте открывающейся перед нами жизни.

— С учениками всё понятно, а что насчет учителей?

— Учитель — это миссия. На Востоке после Бога, отца и матери самое святое — учитель. Это самый важный в нашей жизни человек, если это учитель с большой буквы. Сейчас название  фильма переводят на другие языки, так ни в одном не могут подобрать подходящее слово. Китайцы даже понять не могут, что значит «училка», потому что для них учитель — это святое.

Источник

 

544


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95