Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

«Мёд, пиво пил...»

Правда ли, что пьянство – наша национальная традиция? (Часть первая)

Так уж повелось, что одним из главных символов России в сознании иностранцев является водка. А одним из основных занятий россиянина – регулярное употребление этой самой водки. Однако, вопреки стереотипу, по масштабам пьянства наша страна далеко не впереди планеты всей. Так, обнародованное в конце 2021 года Глобальное исследование по наркотикам и алкоголю показало: австралийцы, французы и даже граждане Новой Зеландии в мастерстве «закладывания за воротник» опережают нашего брата, притом значительно. Однако, недооценивать проблему тоже не стоит – например, в 2020 году россиянами было выпито 16 миллиардов (!) литров алкоголя. Более того, предпочтение наши соотечественники отдают пиву, зависимость от которого протекает тяжелее, чем от крепких напитков.

Излечим ли алкоголизм? Наука не скрывает: добиться многолетней ремиссии (то есть, воздержания) вполне по силам, было бы стойкое желание больного. Помощь в достижении этой цели оказывают врачи-наркологи с их внушительным набором средств – как на дому, так и в условиях стационара. Некоторые зависимые делают свой выбор в пользу реабилитационных центров при религиозных организациях (в частности, Русской Православной Церкви). Основное внимание в таких центрах уделяется духовному исцелению людей, а также поддержке их на пути обретения веры в Бога.

Впрочем, какими бы прекрасными ни были лечебные учреждения и атмосфера в них, пациенту всё же придётся возвращаться домой. К повседневности, с её привычными стрессами да соблазнами. Здесь начинается настоящая борьба, которая нередко заканчивается алкогольным срывом. Дабы предотвратить рецидив, человеку необходима моральная поддержка, которую родные и близкие оказать зачастую не способны…

Нередко – в том числе, от прожжённых алкоголиков – можно услышать, будто пьянство является нашим исконным «видом спорта». Но если позицию пьяниц ещё можно понять и объяснить, то схожие изречения разномастных историков вызывают искреннее недоумение. Да, выпивкой русский человек никогда не брезговал. Но в каком количестве? При каких обстоятельствах? Когда потребление спиртного переросло в повальное пьянство и манию? Ответы на эти вопросы без труда можно отыскать, исследуя прошлое нашей страны.

Вот мы и совершим подробный экскурс в это самое прошлое. Надеюсь, что Вам – как и нам – будет очень интересно.

«МЁД, ПИВО ПИЛ…»

Свидетельств о том, что и как пили на Руси, сохранилось в достаточном количестве. Более того, русское пьянство не раз становилось объектом исследований как отечественных, так и зарубежных историков. Но ни в одном из этих исследований мы не найдём упоминания о массовом и губительном злоупотреблении алкоголем вплоть до XVI века, хотя выпивка издревле была важной частью жизни.

Во времена Древней Руси восточные славяне потребляли исключительно слабоалкогольные напитки: брагу, квас, медовуху и пиво. Употребление носило, в основном, ритуальный характер и происходило строго по определённым поводам – победное завершение военного похода, поминовение мёртвых, свадьбы. Исповедовавшие язычество, наши предки обильными застольями старались как бы задобрить злых духов и разогнать свои страхи. Каждому участнику пира следовало ограничиваться тремя чашами выпитого. Первая чаша осушалась «во здравие», вторая – «на веселие», третья – «в отраду». Прикладываться к четвёртой уже не подобало, поскольку шла она «во пианство».

Вино у восточных славян появилось несколько позже, в первой половине IX века – активизация торговли с Византийской империей принесла свои плоды. Однако, перебродивший виноградный сок в те времена был напитком редким и довольно дорогим, посему позволить его себе могли лишь представители знати. С принятием Русью христианства в 988 году вино постепенно становится-таки частью религиозных обрядов, но бурное развитие отечественного виноделия начнётся только при Петре I, уже в Российской Империи. Впрочем, не будем забегать вперёд.

ОТДЕЛЬНЫЕ ЭКСЦЕССЫ

Важной вехой в формировании славянской культуры алкопотребления явилось появление в XI веке заведений, именовавшихся корчмами. По сути, корчмы были первыми организациями «общепита» в нашей истории, притом доступными каждому – их учреждало городское вече. В корчме можно было не только выпить и закусить, но и попеть, потанцевать, а также узнать последние новости да обсудить их с другими посетителями. А в корчмах западных славян даже проходили судебные заседания! Но с 1150 года корчмы стали облагаться княжескими пошлинами – и, как следствие, постепенно утратили своё значение в общественной жизни, хотя и сохранились как явление в отдельных регионах вплоть до начала XX века.

Эксцессы, связанные с чрезмерным употреблением веселящих напитков на Руси, конечно, случались. Да и те же корчмы, как ни крути, способствовали всплеску пьянства в городах. Но в роли авторитетного ограничителя пагубной страсти населения выступало духовенство. «Иное пьянство злое, а иное – питье в меру и в закон»1 – учил живший в XI веке игумен Киево-Печерского монастыря Феодосий. Кстати, о законе: правило митрополита Георгия предусматривало для священников наказание за неумеренность в питие вплоть до лишения сана. А Русская Правда Ярослава Мудрого разрешала даже продать в рабство пьяницу, во хмелю уничтожившего чужую собственность.

Но настоящую войну «гнусному пианству» объявил князь Иван III. Фактически, в 1474 году он ввёл первую государственную монополию на спиртное. Другой его указ дозволял пить представителям низших сословий Русского государства только в праздничные дни. Более того, продолжительность каждого «загула» не могла превышать трёх дней, притом производство алкоголя на продажу не допускалось. Для бояр вводился менее строгий запрет, который касался, прежде всего, исполнения служебных обязанностей в нетрезвом виде. Отметим, что все эти меры были приняты не вследствие роста потребления спиртных напитков. Причинами явились желание сосредоточить как можно большее количество ресурсов в казне, а также установить контроль над населением Московского княжества, вступившего в заключительный этап борьбы против татаро-монгольского ига.

Читать следующую (вторую) часть


Макарий. История Русской церкви. СПб., 1868. Т. 2. С. 116
Павел Новиков

 

249


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95