Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

На злобу дня: дети в университете

Как не стать заложником своих целей

О том, как важно каждому родителю отслеживать свои собственные перекосы в воспитании детей и помнить, что выход есть всегда, даже в самых непростых ситуациях. На примере ситуации в семье Тепляковых.

 


Алиса Теплякова стала студенткой МГУ в девятилетнем возрасте

С детства у каждого человека формируются свои психологические защиты. И мы с ними худо-бедно живём, справляемся со стрессовыми ситуациями ровно до того момента, как у нас рождаются дети.

Рождаются они — и дамбу прорывает.

Выходит на свет то, чего мы и сами от себя порой не ожидали.

Так, самые обычные (в терминах психологии — нормотипичные) мужчина и женщина могут проявить себя с совершенно неожиданной стороны в статусе мамы и папы. Дети — катализаторы наших непроработанных психологических травм. И в какой форме это проявится у родителей — одному Богу известно.

Благими намерениями

В стремлении дать своим детям самое лучшее, родители редко обращают внимание на перекосы в своем поведении, отношении, своей заботе.

То, к чему привыкаешь, в чем «варишься» годами, постепенно становится нормой.

Но с точки зрения психологии это будет, например, уже не норма, а поведенческая тенденция, или даже акцентуация личности, или ещё тяжелее - личностное нарушение.

Известная история родителей, которые с раннего возраста начинают обучать детей чтению, письму, математике. При этом главные задачи детей до 7 лет совершенно другие: развитие свободной игры и совершенствование моторики. Только родители не создают условия для реализации именно этих задач — основное время они посвящают интенсивной учебной деятельности с опорой на преимущественно абстрактные понятия.

Как ни странно, это очень удобная и легкая для родителя форма взаимодействия с ребёнком. Ведь она о том, что родителю понятно и знакомо. О том, что сам хорошо выучил, понял и полюбил: тексты, графики, цифры.

То, в чем разбираешься сам, что сам хорошо умеешь — проще всего объяснить ребёнку.

Внимательному родителю «разгадать» малыша, настроиться на его волну нетрудно: уловить, когда он восприимчив к информации, когда лучше её усваивает - на ходу, на спорткомплексе или лежа рядышком и засыпая. К чему больше склонен, что легче даётся, через какие любимые занятия-игрушки-увлечения проще подать знания из учебника...

Создавать условия для обучения и пытаться учить — это такой способ родителя выразить ребёнку свою любовь. Как научили в детстве своим примером. Или как хотел бы для самого себя.

А ещё это очень приятно, когда кроха следует за тобой и все за тобой повторяет.

Если ты с ним целыми днями терпеливо упражняешься — это совершенно точно даст свой эффект. А если следом и другие дети подрастают, то на них можно применить полученный со старшим ребёнком опыт, не повторяя ошибок, — и, значит, увидеть еще более ранние результаты. Появляется азарт. Особенно, если у самого родителя в детстве был опыт, когда пришлось отсиживаться на неинтересных уроках и экстерном окончить школу не разрешали.

Вдохновение первыми результатами рождает предположение: а что, если экстернат оформить еще раньше, в начальной школе? Я же желаю лучшего своему ребёнку! Если сам родитель с высшим образованием или учёной степенью, то вникнуть в правила сдачи ЕГЭ и понять основные принципы тестирования будет нетрудно. Донести их до ребенка — уже сложнее, но если каждый день, да понастойчивей, ради большой цели...

Для ребёнка такое общение/обучение/образ жизни является нормой: он не протестует, потому что другого не знает.

Мамы тоже обычно не против активности мужей в развитии ребенка, особенно если на руках подрастают еще 2-3-4 малышей. Тут уж точно помощь папы не помешает, какой бы она ни была. А если еще и цель благая, да и папа сам в неё верит, почему ж не довериться.

И случается перекоc

Перекос, который становится слишком явным, когда 9-летний ребенок поступает в лучший университет РФ, но университет этому не очень-то рад. Когда отношения родителей и представителей вуза уже через несколько месяцев скатываются до скандальной стычки в присутствии девочки. И даже известный психолог Александр Асмолов просит приостановить «этот опасный социально-психологический эксперимент».

Трудно поверить, что такая стабильная, многолетняя, огромная система, как высшее образование, не подстроится под крошечного ребенка с особыми образовательными потребностями! А если за этим ребенком подрастают ещё несколько детей с такими же потребностями, то совершенно точно главе семьи есть за что воевать. В нём еще больше активизируются природные инстинкты, просыпается защитник-тигр. Точно так же и мама-тигрица готова загрызть любого за своих детей.

Так родители сами становятся заложниками своих целей.

Хотят ли они воевать? Или идут вперед, потому что назад пути уже нет? А впереди, несмотря на всю мощь системы и видимое радушие, их не ждут. «Низы» не могут как раньше, они не умеют жить без учебников и интегралов! А «верхи» не хотят делать вид, что происходящее нормально и проблем никаких нет.

На мой взгляд, это тупик. Тупик, в который уткнулись «увлеченные родители» и все, кого они за собой «увлекли», и он ясно показывает: если пытаться дальше проламывать стену, может случиться трагедия. Кому-то будет очень больно. И это будет точно не система образования и не взрослый мужик.

Страдает обычно самое слабое, самое маленькое, тоненькое и нежное звено.

А можно ли по-другому?

Есть ли выход из этой уже как будто нереальной, гротескной, доведенной до абсурда ситуации?

Ребенок привык выполнять определенные виды деятельности: заучивание с опорой на все каналы памяти с попытками подключения логического, абстрактного мышления, анализа, синтеза. И это не про волю и желание ребенка — это про многолетнюю ежедневную привычку мозга именно к такой форме работы.

Неудивительно, что он жаждет её больше и больше — другого он не умеет.

При этом, если все силы мозг направляет на решение абстрактных задач и заучивание, то продуктивность других зон мозга минимальная. Они не развиваются должным образом и, значит, страдают все остальные сферы.

Однако очень рискованно в одночасье лишить ребёнка книг, учебников, задачников и отправить его в игровую комнату к 20 детям, чтобы быстренько дорастить нужные зоны.

Огромный стресс — резко лишить привычной среды и привычных действий. Что же делать? Есть ли из этой ситуации наименее болезненный, аккуратный, бережный по отношению к самому ребёнку выход?

Что в этой ситуации может помочь:

  1. Рассмотреть вариант альтернативных школ. Обратить внимание на школы, работающие по системе М.Монтессори. Причём чем раньше перейти в такую школу, тем лучше — желательно, до наступления подросткового возраста.

    Специальным образом организованная среда обучения даст возможность ребёнку качественно усвоить и применить знания, прочитанные в 3 года в книжке, с помощью специальных пособий, переосмыслить их через разработку и защиту собственных проектов. В то же время в таких школах ребенок приобретает навыки практической деятельности, развивается физически и творчески.

    В Монтессори-школах нет деления по возрастам на классы, дети обучаются в удобном для себя темпе, более глубоко изучая то, что интересно. По мере освоения среды с поддержкой педагога они переходят на следующую ступень обучения. Такие школы могут додать ребёнку необходимые знания-умения-навыки, не ограничивая и не умаляя при этом его индивидуальные образовательные потребности, а, наоборот, гармонизируя.
     
  2. Родителям активно поддерживать сюжетно-ролевую и свободную игру, создать условия для таких игр: регулярное ежедневное время; место в квартире; игрушки, соответствующие задачам развития и возрасту; по возможности и желанию — личное участие в играх.
     
  3. Организовать регулярные тренировки в спортивно-оздоровительных секциях с опорой на пожелания ребёнка. Как варианты - детский фитнес, ориентирование на местности, скейтбординг, велосипедный или лыжный спорт, плавание.
     
  4. Коррекционно-развивающая работа ребёнка с детским психологом в первую очередь через арт-терапевтическую деятельность для снятия эмоционального напряжения, развития эмоционального интеллекта, обучения игре, навыкам коммуникации, проработки травматических ситуаций. Безусловно, такая работа будет иметь смысл только в доверительном контакте с родителями, поставленные цели будут достигнуты при совместных усилиях.
     
  5. Долговременная личная терапия каждого родителя с психологом, психотерапевтом. Запросы для такой работы могут быть любые, начиная от неудовлетворенности сложившейся жизненной ситуацией и заканчивая желанием научиться замечать истинные, глубинные потребности детей и удовлетворять их; разобраться со своими травмами детства, которые могут влиять на отношения с детьми и т. п.
     
  6. Но прежде всего — признать перекос. Главное — это понимание самих родителей, что перекос случился. Увидеть абсурд сложившейся ситуации, признать тупиковость. Без этого изменений не будет.

Не про, а для

Эта статья в первую очередь не про конкретных людей (которых мы знаем только по обрывочной информации, статьям и ни разу не разговаривали лично), а для каждого родителя. Ведь мы все живые, и у нас могут быть свои перекосы, которые мы не видим и считаем нормой, пока не столкнемся лоб в лоб с какой-то ситуацией, (хорошо, если абсурдной, а не трагичной), после которой происходит переосмысление.

Что я имею ввиду?

  • физическая агрессия, рукоприкладство в семье — это явный перекос;
  • пассивная или словесная агрессия на ребёнка — тоже перекос, очень болезненный и травмирующий;
  • сверхконтроль и гипертревожность родителей — это тоже перекос, который мешает гармоничному развитию ребёнка и его психологическому здоровью...

Этой статьей я хочу попросить всех читателей задуматься: а нет ли у вас перекосов в воспитании? И если однажды заметите — осмельтесь себе признаться в них. Потому что для каждой ситуации, даже если она очень непростая, обязательно будет свой выход.

Очень хочется, чтобы родители помнили об этом; учились видеть ситуацию со стороны и под разными углами; не опускали руки, если что-то идет не по плану. А психологи — они всегда в помощь. Смею надеяться, и такими короткими зарисовками тоже.

Валентина Казачкова

225


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95