Над Сталиным висело родовое проклятье
Вождь скончался 5 марта 1953 года.
Казалось бы, с национальностью у отца народов с отеческой фамилией Джугашвили вопросов нет. Сам Ленин много лет протежировал уроженцу Гори и называл его «чудесным грузином».
«ШИРОКАЯ ГРУДЬ ОСЕТИНА!»
Многие наверняка слышали про стихотворение Мандельштама «Мы живем, под собою не чуя страны», стоившее поэту жизни. Оно считается одним из самых знаменитых в ХХ веке. Первые строчки поныне часто цитируют. А помнит ли кто финальную строку?
«…и широкая грудь осетина.»
Странно, откуда вдруг возник осетин? Ведь все ж знают, что герой стихотворения - кремлевский горец с тараканьими усищами и сверкающими голенищами - грузин! Раз, второй внимательно перечитываю Мандельштама. Ошибки нет. Широкая грудь осетина - сталинская! Вот это поворот!
Намедни патриот Кургинян в телепоединке с либералом Гозманом сообщил, что эти стихи Мандельштам написал по просьбе Троцкого. Не знаю, как на самом деле с просьбой, ведь к моменту сочинения самоубийственного, по выражению Пастернака, стихотворения (ноябрь 1933 г.) Троцкий уже 4 года находился за пределами СССР. В статусе высланного. Хотя злой демон революции действительно хлестко охарактеризовал своего врага в книге «Сталин»: «…грубая неотесанная фигура, как и все осетины, живущие в высоких кавказских горах.» Походя оскорбив, оклеветав этой фразой целый народ, мужественный, культурный. Впрочем, что для высокомерного Льва Давидовича были народы? Так, щепки в костер мировой революции. Это ж он устроил расказачивание в России.
В 1933 г засветил отца осетина Джугашвили еще один эмигрант – писатель Григол Робакидзе в изданном в Германии романе о вожде «Чаклули сули» («Убиенная душа» ).
Упоминал о родителях Сталина и Анатолий Рыбаков в нашумевшем перестроечном романе «Дети Арбата»: «Мать была властная женщина, чистокровная грузинка картвели, а отец вроде бы из южных осетин, населявших Горийский уезд. Предки его огрузинились, и дед осетинское «ев» в своей фамилии Джугаев сменил на грузинское «швили».
Зацепило слово «вроде». Может, действительно Троцкий в бессильной злобе запустил ложный слух о «грубом осетине», чтобы хоть как-то досадить «чудесному грузину», одержавшему верх в жестокой схватке за лидерство в партии и стране? А остальные подхватили.
ВЛАДЕЛЬЦЫ ОТАР
Продолжаю расследование.
«Джугашвили – грузинская фамилия осетинского происхождения, - утверждал известный филолог-славист, профессор Оксфордского университета Б.Унбегаун в книге «Русские фамилии» (скорее, «советские». - Е.Ч. ), опубликованной в Лондоне в 1972 г. - Исходная форма - осетинская фамилия «Дзугата» (русск. Дзугаевы). На грузинской почве имела место метатеза «з-ж» с добавлением на конце грузинского «швили» (сын).» Это уже не домыслы - наука!
Любопытные подробности нахожу в книге З. Гаглоевой «Осетинские фамилии». Впервые род Дзугаевых зафиксирован в документах в 15 веке. В селе Цамад Алагирского ущелья Северной Осетии. Оттуда они расселились позже по другим ущельям. В селении Дзомагъ у них был собственный околоток (хутор) Дзугаты къулдым.
«Огрузинились» предки Сталина по отцовской линии явно не по своей воле. До революции осетинские фамилии в Южной Осетии, за редким исключением, писались с грузинскими окончаниями. Особенно после крещения. Как отмечал исследователь Г.Д. Тогошвили в работе «Грузино-осетинские взаимоотношения в ХУ-ХУШ вв., «…если он христианин, то осетином в полном смысле этого слова уже не является, он уже считается грузином .» Эта работа, между прочим, была издана в Тбилиси.
Что означает фамилия? «Дзуг» – по-осетински – отара. Возможно, дальние предки вождя имели большие отары овец.Короче, Отаровы. Но Дзуга – это еще и осетинское имя. Так что Дзугаевы (Джугашвили) могли пойти от пращура Дзуги. Как русские Ивановы, Петровы, Сидоровы…
Довелось прочитать у одного историка экзотическую версию происхождения фамилии якобы от осетинского слова «дзуц» - еврей. «В связи с этим не исключено, что Джугашвили были - как евреи, - способные и находчивые люди, или… даже сами произошли от горских евреев! Не потому ли при Сталине, как никогда в России, был расцвет и слава еврейской нации, хотя и спрос был особый?! Ибо исповедывал Сталин библейское правило: кому много дано, с того много и спросится!»
Да уж, кому-кому, а Льву Давидовичу Троцкому эта версия точно не понравилась бы. Хотя в Сети она популярна.
- Откровенная фонетическая и смысловая подтасовка, - объяснил мне знакомый филолог-осетин, помогавший в расследовании. - Причем, грубая. По-осетински еврей - «дзутаг». А евреи как нация – «дзут». Но не «дзуц». К «дзугу» никакого отношения это слово не имеет. Это как русские «год» и «гот», «род» и «рот»… Поменяли одну букву – и превратили Сталина в иудея. (По-грузински «еврей» и вовсе «уриа» или «ебраели», еще дальше от Джугашвили. – Е.Ч.).
СЫН БЕСА?
Открываю историко-биографический справочник «Вокруг Сталина», подготовленный историком В.А.Торчиновым и кандидатом философских наук А.М.Леонтюком. Первый известный предок вождя - прадед Заза Джугашвили. Он участвовал в крестьянском восстании в Анануре (Душетский уезд Тифлисской губернии), был арестован, бежал в Горийский уезд и здесь стал крепостным князей Эристави. Проживал в осетинском селе Гери. Принял участие в восстании под руководством князя Элизбара Эристави против русских, снова бежал. .. Видимо, его гены бунтовщика и передались правнуку, тоже немало бегавшему из-под стражи.
Священник Иосиф Пурцеладзе 8 декабря 1805 г. дал показания майору Рейху об участниках антирусского восстания: «Я знаю и видел, что к сыну кулар агаси Элизбару хаживали осетины, жившие по ту и сю сторону; не проходило и ночи, чтобы одни из них не приходили, другие не уходили, Элизбаром посылаемые люди были Заза Джука-швили и Таури-хата, но Заза чаще хаживал днем и приводил осетин по ночам.» В 1805 г Зазу вновь арестовали, посадили в Метехский замок.
После его смерти сын Вано (Иуане) перебрался в село Диди Лило Тифлисского уезда. Выращивал виноград. Согласно ведомости 1802 г о разделе Грузии на уезды, в этом селе проживали крестьяне – внимание! - «окрещенные из осетин». Фамилия Джугашвили впервые упоминается в документах Диди Лило в 1819 г.
Около 1850 г у Вано родился сын Бесо.
Любопытно, что самый первый революционный псевдоним молодого Иосифа Виссарионовича – Бесошвили. «Если только считать его корень русским, а суффикс грузинским, означает «сын беса», - сходу расшифровал партийную кличку исследователь А.Абрашкин. - Удивительно легко и просто объясняется и страсть Сталина работать по ночам – когда ещё трудиться сыну Дьявола?»
- Налицо такая же грубая подмена, как и в случае с еврейством Сталина, - объяснил мне все тот же филолог. – Зачем смешивать русский корень и грузинский суффикс? Ради дешевой сенсации? Ларчик-то просто открывается. Бесо, Бесик – наше распространенное мужское имя, никак не связанное с дьявольщиной. По-осетински бес, черт – «хайраг». «Сын Бесо»- вот и вся тайна первого псевдонима Сталина. По-церковному имя Бесо – Виссарион. Поэтому Иосиф официально был Виссарионовичем.
Но Бесо, чего греха таить, был одержим бесом - пьянства. В молодости во хмелю совершил тяжкое преступление – убил родственника. За убийство по горскому обычаю полагалась кровная месть. Но это в случае, если убийца – из чужого рода. А здесь пролилась «своя» кровь. Кому мстить? Бесо подвергли страшному осетинскому наказанию – къоды. Вечному изгнанию из клана. Нечто вроде церковной анафемы. Причем, проклятый никогда не должен был общаться с родственниками. В древности такие люди без поддержки рода были обречены на верную смерть.
Уходил Бесо из села зимой. В горах сломал ногу. Так и замерз бы, да случайные путники подобрали. Но Бесо на всю жизнь остался хромым. Изгой устроился в Тифлисе на кожевенный завод Адельханова. Позже купец Иосиф Барамов заключил соглашение с военными на поставку и ремонт обуви для гарнизона в Гори, открыл свою мастерскую, куда пригласил лучших сапожников. Среди них был и Бесо Джугашвили. Он поселился у осетина Кулумбегашвили из Джерского ущелья. Вскоре посватался к грузинке Екатерине (Кеко) Геладзе, дочери крепостного крестьянина.
ЗАКЛАНИЕ БАРАШКА
«В то время Бесо считался смелым мужчиной с очень красивыми усами, и был прекрасно одет, - вспоминала на склоне лет мать вождя. – Он был из города и поэтому на нем чувствовался городской отпечаток. Одним словом, он был выше на одну голову всех женихов. У нас была большая свадьба… Бесо оказался хорошим мужем. Ходил в церковь, много работал, приносил деньги. Я была счастлива. Многие завидовали моему счастью. Через год корона нашего счастья пополнилась - родился сын. Бесо чуть не сошел с ума от радости. Но радость сменила грусть, так как ребенку было 2 месяца, когда он умер. Бесо начал пить от горя… Через два года родился второй сын. Но и тому ребенку не суждено было жить. Бесо от горя чуть не потерял рассудок…»
И стал еще больше пить. Видимо, вообразил, что смерть младенцев связана с родовым проклятьем. Но от жены изгой по-прежнему скрывал трагедию юности. «Бесо никак не рассказывал, откуда он, - писала Кеке. – Он так объяснял: «Мои предки были пастухами, так что нас называли «джоганы». А то мы раньше носили другую фамилию. Предки моих предков были генералами.» Какие генералы в горах в 15-17 веках?
Сама Кеко грешила на друга семьи, виноторговца Якова Эгнаташвили, крестного отца умерших младенцев.
« Наконец, я снова забеременела и родился третий ребенок. Мы поспешили его окрестить, чтобы он не умер некрещеным. Крестным уже сделали другого свидетеля (на их свадьбе - Михаила Цихитатришвили. – Е.Ч.), так как рука Якова оказалась несчастливой. Эгнаташвили не обиделся.»
Судя по записи на 33-м листе первой части метрической книги рожденных в 1878 г. Горийской соборной церкви Тифлисской губернии: «6 декабря у жителя Гори крестьянина Виссариона Ивановича Джугашвили и его законной супруги Екатерины Габриеловны (оба православного исповедания) родился сын Иосиф. Крестили новорожденного протоиерей Хаханов с причетником Квиникидзе… Таинство произошло 17 декабря.»
«Ребенок остался жить. Правда, был очень слабого здоровья. Он был весьма нежным и никак не прибавлял в весе. Если кто заболевал поблизости, то он заболевал следом… Однажды Сосо простыл и потерял голос. Мы рыдали так громко, что слышали все соседи. Они нам сочувствовали. Все думали, что сын тоже умер. Но он выжил…»
И тогда было решено совершить обряд заклания. Семья отправилась в родовое святилище Дзугаевых Дзеры –дзуар, расположенное в ущелье возле села Геры, где жил предок-бунтарь Заза. По древнему осетинскому обычаю принесли в жертву черного барашка. Три ритуальных пирога и чашу черного пива. Прося здоровье малышу Иосифу у Девы Марии, святого Георгия и ангелов-хранителей.
«Мы отправились молиться в Гери, - писала богобоязненная мать, не распространяясь о подробностях языческого обряда в святилище. - На заклание отдали овцу и заказали в церкви благодарственный молебен. Сосо в церкви испугался. И потом даже дома иногда вздрагивал, бредил во сне и прижимался ко мне.»
Возможно, древний осетинский обряд заклания черного барашка, молебен в церкви действительно сняли страшное проклятье с Иосифа, спасли ребенка. Хотя смерть еще долго караулила будущего вождя. «В детстве мой Сосо никак не поправлялся. А несколько раз чуть не погиб... Заболел корью. В том году было много кори, почти во всех семьях стоял плач. У нашего крестного Якова три ребенка умерло. Сосо очень тяжело болел, и мне казалось, что его потеряю. На третий день он начал бредить. По меньшей мере, я думала, что он ослепнет. Но я оказалась очень счастливой матерью…» В другой раз, долго простояв на сквозняке, малыш упал в обморок. Его долго не могли привести в чувство. В 5 лет перенес смертельно опасную оспу, оставившую отметины на лице. Отсюда прозвище «рябой». Уже школьником переходил улицу. В Иосифа врезался фаэтон. Он потерял сознание. Целых две недели не мог говорить. Как пишет Кеке, жизнь ему спасли фельдшер Ткаченко и врач Любомудров. Даже денег не взяли!
Правда, левая рука так и осталась поврежденной на всю жизнь. Оттого вождя звали «сухорукий». В 20-е годы по Москве загуляли слухи, что у Сталина на левой ноге – шесть пальцев! Так называемое «сатанинское копытце». Из-за чего Булгаков вынужден был сменить первоначальное название мистического романа «Копыто инженера» на нейтральное «Мастер и Маргарита». Хотя оставил в тексте больную левую ногу Воланда. На самом деле Иосиф родился со сросшимися 2 –м и 3-м пальцами левой ноги. Так значилось в его особых приметах у царской охранки.
… Бесо все больше и больше пил. Видно, проклятье не покидало несчастливца- сапожника. Со временем у него стали дрожать руки, что мешало ремеслу. Бесо собирался сделать сына сапожником. Но богомольная Кеко, помня про чудесное отмаливание младенца Иосифа, пошла против воли мужа. И сделала все, чтобы сын поступил в православную Тифлисскую духовную семинарию. Она мечтала стать матерью священника.
Взбешенный Бесо ушел из семьи. Бродяжничал. Не помогал жене и сыну. И вроде бы погиб в пьяной драке в 1890 г. В сорок лет! По другим данным, умер в 1906 г.
А отмоленный в святилище и храме от страшного родового проклятья Иосиф в духовной семинарии стал бунтарем. И предпочел рясе священника китель революционера, властелина шестой части света.
ЗОВ КРОВИ
Но почему вождь называл себя грузином, хотя национальность на Кавказе идет от отца? Возможно, известный марксист –интернационалист не придавал особого значения национальности. Тем более, родился-то он в Грузии, да и мать –грузинка… А после того, как Ленин в эмиграции назвал его «чудесным грузином», и вовсе поздно было давать задний ход. Не исключаю и мистического варианта. В официальной советской биографии грузина Сталина дата его рождения – 21 декабря 1879 г. Хотя на самом деле, судя по церковной записи, он появился на свет раньше на год и три дня. Несостоявшийся священник сознательно скрывал точную дату рождения, чтобы враги не могли эзотерически нанести ему вред. Сказалось влияние знаменитого мистика Гурджиева. Не по этой ли причине он утаил и национальность отца?
Но про осетин помнил. При нем в 1924 г, вскоре после смерти Ленина, была создана Северо-Осетинская автономная область. С 1936 г она стала республикой Северная Осетия.
Еще один любопытный момент в биографии «чудесного грузина». 26 февраля 1944 г. он вызвал в Кремль первого секретаря Северо-Осетинского обкома ВКП(б) Кубади Кулова. И вот какой разговор состоялся между ними:
Сталин: Скажите, а что вы думаете о названии вашего города Орджоникидзе? Как мне известно, местным жителям не совсем понятно это название, трудно произносится, не совсем ясно его историческое происхождение. Мне известно и то, что осетины раньше называли свой город по-осетински. Если не ошибаюсь, называли его Дзауджикау.
Кулов: Совершенно верно, Иосиф Виссарионович, Дзауджикау...
Сталин: Произнесите еще раз…
Кулов: Дзауджикау…
Сталин: Скажите, как покажется осетинам, если вместо Орджоникидзе назовем его прежним именем – Дзауджикау?
Кулов: Осетины это ваше предложение непременно одобрят.
Сталин: Тогда вы в кратчайший срок обсудите с кем надо этот вопрос и вышлите нам свою просьбу, мы над этим тоже подумаем и завтра примем необходимое решение.
Кулов: Хорошо, Иосиф Виссарионович, мы свою просьбу вышлем сегодня же.
Уже через два дня, 28 февраля 1944 г., указом Президиума Верховного Совета СССР № 795 столицу Северной Осетии Орджоникидзе переименовали в Дзауджикау.
На самом деле Сталин лукавил. Город так прежде официально никогда не именовали.Дзауджикау - всего лишь селение Дзауда. Осетина Дзауда Бугулова, первым пришедшего с гор сюда, на берег Терека, и построившего дом в 18 веке. В 1784 г. императрица Екатерина Вторая повелела основать здесь, у подножия гор, город-крепость Владикавказ (Владей Кавказом!) Так он и назывался до 1931 г. Когда его переименовали в Орджоникидзе. В честь большевика-грузина, верного соратника Сталина со времен кавказского подполья. Так что в СССР с этим названием как раз все было понятно.
Но Сталин вдруг переименовал город на осетинский манер. Видно, сказался зов крови. И только после его смерти Хрущев вернул столице Северной Осетии имя грузина Орджоникидзе. В 1990 г. город вновь стал зваться Владикавказом.
Считается, что именно от осетин идет знаменитый аскетизм вождя народов, откровенное пренебрежение роскошью, «баблом», ненависть к коррупции, стяжательству. У этого явления исторические корни. Кочевой народ, разбитый в 13 веке татаро-монголами, вынужден был скрываться в горах, буквально выживать в суровых условиях. Какая уж тут роскошь? По материнской линии, от грузин, Сталин взял любовь к застолью, песням.
ОТРАВА В ВИНЕ
В 16 лет семинарист Иосиф написал стихи, которые можно принять за пророчество его громкой судьбы и смерти.
В этой стране был он тенью,
Гостем, пришедшим без вести.
Трогал он вечные струны,
Пел необычные песни.
Песни, рожденные светом.
Песни, рожденные болью.
Все в них была сама правда.
Все в них дышало любовью.
Песни его волновали
Даже остывшие души,
Делали ясными мысли
К свету из мрака идущих.
Но, не способные слушать
Пение тех чудных песен,
Люди налили отравы
И, ослепленные спесью:
«Все пей, проклятый! – кричали –
Это твой рок, ангел ада…
Правда зачем нам такая?
Нам таких песен не надо!»
(перевод с грузинского – Николай Над.)
Многие исследователи склоняются ныне к версии, что в марте 1953 г. Сталина действительно отравили ближайшие соратники. Об этом прямо говорил вице-премьер в правительстве Ельцина Михаил Полторанин, возглавлявший межведомственную комиссию по рассекречиванию документов КПСС. Развивает эту тему историк Николай Над в книгах «Как убивали Сталина», «Сталин и Христос», «Как Сталин победил коррупцию». По версии Эдварда Радзинского в книге «Иосиф Сталин. Последняя загадка», Берия использовал против Хозяина разработку секретной Лаборатории Х НКВД - яд варфарин. Его якобы ввели шприцем через пробку винной бутылки. И преподнесли вождю «отраву » из юношеского стихотворения…
С тех пор чиновники, отринув вынужденный аскетизм эпохи сталинизма, стали больше заботиться о себе, любимых. И, в конце концов, ради личного обогащения, счетов и вилл на Западе развалили в 1991 г. СССР. Коррупция стала править бал.
Е. Черных
Источник