Итак, за каждым нашим действием стоит жажда самоутверждения, жажда самореализации. Каждый из нас только и занят тем, чтобы доказать, что он есть. То есть, получить доказательства своей реальности, своего существования, своей подлинности. Занять в окружающем его пространстве и времени вполне определенное, значимое место. Ведь какое оскорбление обидней всего слышать? «Ты ничтожество, ноль. Ты ничего из себя не представляешь». А что такое ноль? Ноль — это ничего, пустота, вакуум. А кому хочется быть пустотой? Никому. Каждому желательно быть объектом осязаемых и внушительных размеров. Чтоб в упор видели и уважали. Вот и получается, что эта самая жажда происходит в нас от желания быть, существовать, реально присутствовать на празднике жизни и желательно даже принимать в этом празднике участие.
В самой жажде самоутверждения нет ничего плохого. Она нейтральна, потому что является своего рода энергией, топливом, которое заливается в двигатель всех наших последующих действий и поступков. Это как бензин. Однако его можно залить и в танк, который будет давить демонстрантов, и в машину скорой помощи. То же самое и с нашей жаждой первенства. Она может привести к горе из черепов, а может и к цветущему саду. И то, и другое является отличным доказательством существования — как может быть пустым местом тот, кто всё это сотворил, — однако последствия для окружающего мира, да и для самого творящего, будут несколько различны. Так что же делать? Следует учиться этой энергией пользоваться.
В своей статье «Что делать?» я ответила на этот вопрос предложением научиться самоутверждаться за свой счёт. Легко сказать, а вот как это сделать? Может даже показаться, что я предлагаю выбрать себе какое-нибудь безобидное хобби и тихонечко так себе самоутверждаться вдали от глобальных проблем! Ничего подобного! Я этого не предлагала. На своем примере я просто показала, как работает жажда самоутверждения в своем положительном аспекте. На самом же деле я пыталась сказать, что человека, каждого из нас, следует этому учить — учить искать доказательства своего бытия не за счёт имущества и страданий ближнего, а за счёт собственных ресурсов, за счёт реализации собственных склонностей и талантов, за счёт деятельности, нужной, опасной, интересной, которая в полной мере давала бы возможность почувствовать себя живым, настоящим, присутствующим. И тогда не понадобиться с автоматом Калашникова бегать или добывать себе мужа-олигарха.
Само собой разумеется, что обучение искусству управлять своей жаждой первенства следует начинать с детства. И чем раньше, тем лучше. Посмотрите на ребёнка. Он сама энергия, вертится, крутится, везде лезет, всё хочет потрогать, пощупать, попробовать на зуб. Жизненная сила бьёт ключом, и сила эта направлена на познание и преобразование мира. Что бы ребёнок ни делал, пусть даже его действия будут самыми неприглядными, он познаёт и преобразовывает. И вот если в этот самый момент грамотно научить его преобразовывать мир с минимальными разрушительными последствиями, то в будущем из этого ребёнка вырастет весьма полезный член общества, который будет находить доказательства своего существования не в разрушении, а в созидании. Как это сделать? Предоставить ребёнку возможность заниматься той деятельностью, а лучше несколькими, которая позволит этому ребёнку чувствовать себя счастливым и полноценным, то есть найти доказательства своего присутствия через мир внутренний, а не внешний.
Что же делает большинство родителей? Всё с точностью наоборот. Родные папы и мамы методично и планомерно взращивают в своём чаде комплекс неполноценности, никакой альтернативы этому комплексу не дают и в таком виде выпускают ребёнка в мир. Что же остается делать ребёнку? Ему же надо найти доказательства, подтвердить своё существование. И он делает это подручными средствами. Средствами внешнего мира. Потому что его внутренний мир — это сгусток боли и противоречий. Какие там могут быть доказательства?! Забыть бы о нём, об этом внутреннем мире, заглушить бы его, память отбить… А что такое средства внешнего мира? Доказать своё превосходство над слабым, запугать, оскорбить. Ага, заплакал, испугался, значит, я молодец, силён, я
И вот все выходят в мир от таких родителей, а те родители вышли от своих, и начинают дружно самоутверждаться за счет друг друга, но при этом жалуются на несовершенство мира, требуют
Так как же это изменить? Мир изменится, только если само человечество изменится. Пока меняются только технологии, происходят научно-технические революции, человек же мало в чём изменился. Если же сомневаетесь, то вообразите на минуту, что будет, если вдруг исчезнет государство с его аппаратом насилия и устрашения. Хаос, анархия, закон джунглей. А чтобы этого не произошло, надо меняться. А человечество измениться лишь при одном условии — если изменится система воспитания.
Что представляет собой система воспитания сейчас? Кого желают видеть родители? Тихого, послушного, исполнительного ребёнка, который будет сидеть в углу и не путаться под ногами. Им нужен исполнитель, удобный, бесхлопотный. То же самое потребно и обществу — тихий, послушный, бесхлопотный. Поэтому никаких противоречий не возникает. Общество всячески поддерживает и культивирует нынешнюю ситуацию, и любые вторжения в эту щекотливую область встречаются в штыки. Попробуйте сказать какой-нибудь мамаше, что она полная невежда в области воспитания и своими, с позволения сказать, воспитательными методами готовит к выходу в свет морального урода и неудачника. Бывают, конечно, счастливые исключения. Есть немало родителей, которые стремятся найти для своего ребёнка область приложения его сил и способностей, сферу, где он мог бы чувствовать себя реализованным. Таких детей можно считать везунчиками. Еще большими баловнями судьбы выглядят те, у кого кроме понимающих родственников ещё и талант в наличии. Тут уж никаких доказательств искать не требуется. Реализовывай талант, совершенствуй. Не зря же сказано: гений и злодейство — несовместимы. «Мне некогда было грешить, — говорит старый мастер Амати своему юному ученику Страдивари. — Я был всё время занят». Вот вам и решение всех проблем — нужно быть занятым. И быть занятым тем, что ты любишь. Помните фильм Эльдара Рязанова «Забытая мелодия для флейты»? Товарищ Филимонов
А если непонятно, что хочет ребёнок? Если нет у него талантов? Тогда искать. Вы назвали себя родителями, вы взяли на себя ответственность за новую человеческую единицу, вы на весь свет провозгласили любовь. Так извольте же потрудиться. Если же вы, призвав бессмертную душу из небытия, просто самоутвердились, что ж… будем
Ваша Ирена Орловская