Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Найти себя

«Наивно. Супер» – Эрленд Лу

Вы когда-нибудь жалели, что научились читать? Думаю, нет. А вот главный герой романа Эрленда Лу «Наивно. Супер» пожалел...

Эрленд Лу — норвежский писатель и сценарист. Стиль его часто характеризуется как нарочито наивный — что может поначалу оттолкнуть неподготовленного читателя, который явно не ожидал книгу, наполовину состоящую из списков всякой всячины.

Однако сюжет романа «Наивно. Супер» отчасти напоминает роман Элизабет Гилберт «Есть. Молиться. Любить». Герой вдруг просыпается и понимает, что ему...ничего не хочется. И он вообще не понимает, для чего живет. Героиня Элизабет Гилберт в этот момент разводится с мужем и отправляется искать себя между Италией, Индией и Индонезией (в русском языке потерялся оттенок — все три страны начинаются на I. То есть... «Я»). А герой Эрленда Лу...покупает мячик.

Однако первая книга стала бестселлером и получила свою экранизацию, а вторая мало кому известна.

Справедливо ли это? Давайте обсудим.

Надо сказать, что в книге нет сюжета как такового — событий в жизни героя почти нет. Просто молодой человек, который пытается понять себя. А в процессе читает книгу о теории времени и пытается выяснить, что же это такое — время.

И как можно воспринимать Его Величество Время всерьез, если даже на крыше Эмпайр-стейт-билдинг оно течет быстрее, чем на земле (кстати, это правда, но разница в миллиардные доли секунды)?

Итак, живет на свете молодой человек двадцати пяти лет. У него есть брат («не такой симпатичный», если верить герою), один хороший друг и один плохой друг. Он учится в университете. И на этом, пожалуй, все...

И в какой-то момент он понимает, что...вообще ничего не понимает. Кто он, зачем живет — в общем, все те вопросы, которые рано или поздно посещают каждого. И более того — даже такой абсолют, как время — относительно (впрочем, будь он жителем не Норвегии, а постсоветского пространства, помнящим перевод часов с летнего на зимнее время и знающим, что такое два Новых Года и две даты рождения исторических личностей, его бы, наверное, это так не удивило бы).

А, значит, на что в этом мире вообще можно опереться?

Элизабет Гилберт уезжает на год путешествовать. Герой Эрленда Лу, размышляя о возможности поехать в Грецию, думает, что в этом нет смысла — нет никакой гарантии, что в Греции он будет чувствовать себя лучше. Потому что от самого себя не убежишь.

Вместо этого он решает поселиться в квартире брата и попытаться «навести порядок в своем душевном хозяйстве».

Интересно, что он сразу отметает какую бы то ни было вину родителей.

Мои родители сделали свое дело неплохо. Я на них не в претензии. В школе тоже у меня все было в порядке. Никто меня не обижал. Во всяком случае, долго и настойчиво.

То есть пережевывать до бесконечности свои детские травмы и обиды — не для него. Читатель может только догадываться, как странного мальчика могли обижать одноклассники — сам он об этом ничего не расскажет. Потому что это...неважно для его понимания себя в настоящем моменте.

В первую очередь герой хочет найти ответ на вопрос — почему в детстве столько вещей вызывало у него радость, а теперь — почти ничего? (вопрос, знакомый, наверное, каждому).

Чтобы избавиться от депрессии он покупает мячик и детскую доску-колотилку (хотя...чем это не медитация?).

Во многих вопросах главный герой может вызывать удивление читателей — как в вопросе чтения. Как можно пожалеть, что ты умеешь читать?

Кажется, все началось еще тогда, когда я разглядывал «Игротеку».

Где есть про то, какое сегодня число, про маленькую стрелочку — если она подошла к пяти, то, значит, скоро пять часов.

Медвежью услугу оказала мне Вибеке Сэтер.

Теперь я знаю числа и буквы. И читаю вон как быстро.

Но вот хотел бы я знать, что мне с этим делать!

Герой понимает, что его голова забита всей возможной информацией, в которой песенки из рекламы сочетаются с историческими датами, светскими сплетнями, теорией относительности и многим другим.

Только в данном случае — это лишь мертвый груз обрывочной информации, с которой он не знает, что делать. Знать...чтобы что? Просто чтобы блеснуть эрудицией где-нибудь в компании или выиграть приз в телевикторине?

Анна Каренина пыталась заполнить пустоту внутри страстью к Вронскому. Элизабет Гилберт — ашрамом. Кто-то — работой или религией. А Эрленд Лу предложил остаться со своей пустотой наедине и победить ее, играя в доску-колотилку. Но, если задуматься, чем его игра с доской-колотилкой отличается от медитаций Элизабет Гилберт?

Только тем, что о втором не зазорно рассказать в "приличной" компании...

Алина Науменко

Изображения: Freepik

Подпишитесь на наш telegram-канал

172


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95