В поисках золотого яйца
Понятия «культура» и «духовность» далеко не идентичны. Культура все же есть сумма накопленных знаний и достижений, нечто благоприобретенное, продукт человеческого гения, принадлежащего в равной степени всем, а духовность — результат внутреннего роста и нравственное чутье, измеряемые совокупностью единиц, т.е. субстанция скорее иррациональная, чем рациональная. Не зря первое наличествует в овеществленном варианте, а второе — в одушевленном, и именно второе — залог первого, а первое — лишь одно из условий существования второго.
Нас вышибло из привычного седла времени, и, нахлебавшись своей и чужой крови, мечемся мы в поисках утраченной гармонии. Днесь и впредь и неведомо доколе. И не смести нам даже в ладони крохи того выверенного жизнью опыта поколений. До того ли в нынешней борьбе за выживаемость? Вроде бы и попривыкли уже, обходимся. И холодеем, холодеем… И множатся бездомные глаза, и пустеют бесприютные души, и преследуют нас фантомные боли…
Не калики мы перехожие, а калеки. С ампутированной душой. Расчетливые деляги и равнодушные обыватели. Скоро нам нечем будет гордиться, станем как все — частью синтетического балагана, одним из павильонов в экспозиции самодовольных манекенов. Кому без загадки мы станем интересны?
А пока на нас показывают пальцем, и первыми над собой мы смеемся сами. Мы так плачем.
Вот нищий профессор филологии, читающий лекции о русской литературе, который сразу после выступления, где звучали великие имена и бессмертные строки, спешит на третьесортную барахолку, где продаются на вес обноски марки «секенд хенд».
Вот пьяные круизы в курортные Турцию и Грецию, брестко-польский бартер, поставленный на широкий конвейер, челночные авиарейсы в Китай… Хваткие руки, согбенные спины, слюнявый пересчет валюты…
Товарная экспансия Востока и Запада — любовно выставленное в киосках изобилие с расстрельными ценниками на фоне полуголых, интендантского вида мордоворотов с цигаркой в зубах, в окружении служб, кормящихся от этой расписной заморской ярмарки копеечного ширпотреба.
Конкурсы «Мисс Фото», «Мисс Охота» и «Мисс Поедешь За Бугор» с крикливыми до непристойности, всегда и всех унижающими призами, когда тысячи стариков и старух едва сводят концы с концами и ждут смерти как избавления, не зная, что муки с уходом в мир иной не кончатся и несчастное усохшее тело еще пройдет через каскад экзекуций и океан равнодушия, начиная с немых проклятий издерганных, безденежных родственников и завершая нехристианской, наспех и по прейскуранту, процедурой, именуемой «кремация».
Банкеты, фуршеты, презентации с плясками и обжираловкой в полунищей, стоящей за подаянием стране.
Выбрасывающиеся из окон, вынимаемые из петель, убиваемые средь бела дня боссы, маршалы, журналисты, артисты… Показательны убийства — показательные похороны.
Жилищный разбой, методично истребляющий самых беззащитных — старых, одиноких, больных…
Ларьки, развалы бульварной прессы, торговля с рук чем попало и где ни попадя: у музеев, театров, памятников, святынь, в переходах, туалетах, на кладбищах…
Эпоха великого наступления мещан — то, о чем с грустным (потому что в первых рядах женщины) презрением писал Шукшин. Пошлость и безвкусица дорвались до реванша и превзошли шукшинское пророчество: в толкучечном авангарде крепкие отроки, мощные дяди и шустроногая пацанва.
Это наша страна. Другое время, без дураков. Из тени в свет перелетаем. Деньги — пахнут: властью и жизнью. Для одних — просто жизнью как бегством от смерти, для других — красивой, очень красивой и запредельно красивой жизнью.
Что еще? Духовность не панацея, и у царствий духа бывали свои расцветы и упадки, ренессанс и декаданс. Эпоха средневекового Возрождения явила колоссальный всплеск развития ремесел, наук и искусств, но не затмила зловещих костров Инквизиции. Свет разума и мракобесие всегда рядом, как смех и слезы, добро и зло, ложь и правда, жизнь и смерть… Умение отличать одно от другого и есть опыт духа. Светотень — излюбленный прием живописцев Средневековья, весь смысл возрождения — в этом выходящем из тьмы на свет, оживающем лице на портрете. А если на то же посмотреть наоборот?..
2015