Самое главное сейчас — получение гранта. Необходимо послать убедительную заявку. Это целое искусство — писать заявки.
Если грант получим, сможем серьёзно переделать «СОЛО на клавиатуре». Наша программа станет точнее, масштабнее, интеллектуальнее и, что немаловажно, веселее.
Заявкой сейчас заняты Д.А. Кальченко и М.Р. Рахматулин. Я их не трогаю. Всю неделю у них — полная свобода.
Я им сказал:
— Самое главное — грант. Всё остальное побоку.
Им надо дать техническое обоснование, экономическое, написать коротко и точно. Смогут.
Заболел Дмитрий Михайлович Меньшиков.
Заболела Вера Игоревна Бабенко.
Плохо почувствовал себя Павел Андреевич Королёв.
Скорее всего, у всех COVID.
Так и работаем: удалёнка по болезни. Люди болеют.
Я всё откладываю и откладываю просмотр анкет, которые прислали Н.С. Черняеву и М.Р. Рахматулину соискатели.
Сегодня прочитал в «Московском комсомольце» (газета выйдет завтра) о сложностях, возникших в семье покойного Алексея Баталова. Два года назад какие-то юристы начали опекать семью Баталовых: обхаживать жену Алексея Владимировича, Гитану Леонтенко, входить в доверие к Маше Баталовой, его дочери.
Дочь Алексея Владимировича окончила ВГИК. Она инвалид с детства. Работать ей сложно. Алексей Владимирович Баталов много сделал для дочери: врачи, массажи, лучшие консультанты, постоянные занятия. Маша написала сказки, два или три сценария.
Гитану Леонтенко я знал по цирку. Её номер (танец на лошади) имел фантастический успех у зрителя.
Алексей Владимирович однажды пришёл в Ленинградский цирк посмотреть представление и, увидев Гитану, влюбился. Они поженились.
С А.В. Баталовым я познакомился на съёмках фильма «Шинель». Он ставил его на «Ленфильме». Главную роль Акакия Акакиевича Башмачкина играл Ролан Антонович Быков, а я работал на фильме «Шинель» такелажником.
В начале 60-х годов прошлого столетия (как звучит-то!) я переехал жить из Ленинграда в Москву. Мама осталась в Питере. Она болела, и я раз в неделю старался приезжать в Ленинград.
Денег у меня было мало, и я договаривался с различными редакциями о командировках в Ленинград, чтобы подготовить беседу с Георгием Товстоноговым, с Леонидом Вивьеном, Иннокентием Смоктуновским, Григорием Козинцевым…
Да-да, раз в неделю ездил в Ленинград. По телефону договаривался о встрече. Чаще всего в такие командировки посылала меня «Литературная газета». Спасибо Тамаре Чеботаревской (заведующей отделом искусства) и Борису Галанову (редактору отдела).
Борис Галанов / Фото: Российский государственный архив литературы искусства
Приезжал в Ленинград на два-три дня, встречался с тем или иным деятелем, записывал наш разговор, потом за четыре дня приводил в порядок записи и снова отправлялся в Питер, чтобы получить визу от того, с кем беседовал: мол, против публикации не возражаю.
«Советский экран» послал меня в Ленинград сделать беседу с А.В. Баталовым. Даже не беседу, а статью Алексея Баталова о Вере Марецкой. Мы поговорили часа два или три, и я сделал статью. Алексей Владимирович её завизировал.
Статью поставили в ближайший номер «Советского экрана». Журнал начали печатать в типографии. И вдруг телеграмма от А.В. Баталова на имя главного редактора Дмитрия Писаревского: «Категорически возражаю против публикации моей статьи о Марецкой. Член коллегии Госкино А.В. Баталов».
В журнале возник скандал: как быть? Вроде Баталов всё завизировал.
Дмитрий Сергеевич Писаревский принял решение: остановить печать журнала, заменить статью и заново печатать весь номер. Огромные убытки. Скандал.
Почему так поступил Алексей Владимирович? Я этого до сих пор понять не могу. Татьяна Лотис (известная в то время журналистка, пишущая о кино) сказала мне, что я вторгся на чужую территорию.
Беседы с Баталовым, книжку о Баталове, статьи о Баталове в журналах и газетах всё время писала одна известная журналистка — она стала как бы пресс-секретарём знаменитого артиста. Узнав, что я с Алексеем Владимировичем подготовил статью, эта журналистка и уговорила его дать телеграмму с требованием остановить публикацию.
Баталов тогда пользовался невероятным успехом, а самое главное — он был членом коллегии Госкино. Госкино — это начальство для «Советского экрана».
Так меня поссорили с журналом.
Я не сержусь на Алексея Владимировича. Сейчас, читая о неприятностях, которые возникли в семье А.В. Баталова, сочувствую его вдове.
И журналистку, настроившую Баталова против меня, я давно простил.
Обижаться на друзей нельзя, а на врагов бесполезно.
Вечером провёл трансляцию для курильщиков (тех, кто читает онлайн-книгу «Курить, чтобы бросить!»). Было 68 человек.
Вадим Александрович Коваленко идеально всё организовал: руководил, делал, чувствовал, он был редактором, продюсером, режиссёром, оператором и осветителем. Всё вроде получилось. Посмотрим, как пойдёт дальше.
Перед сном, как всегда, я хмурился, ибо смотрел список новых читателей онлайн-книги «Курить, чтобы бросить!» и портреты новых учеников по «СОЛО на клавиатуре». Хмурился почему? А мало — и читателей, и учеников.
Ваш Владимир Владимирович Шахиджанян
P.S. Сейчас, когда готовлю материал к публикации, узнал, что сводный брат Алексея Баталова — Михаил Ардов (у них одна мама) помещён в дом престарелых.
Михаила Ардова я хорошо знаю. Он окончил наш факультет журналистики МГУ, выпустил несколько книг. Две из них опубликованы на нашем сайте: «Вокруг Ордынки» и «Шостакович в воспоминаниях».
Сразу после окончания университета этот талантливый человек занялся религией. Стал протоиереем, настоятелем московского храма на Головинском кладбище.
Люди чаще капитулируют, чем терпят поражения.
Генри Форд (1863-1947), американский промышленник, владелец заводов по производству автомобилей по всему миру, изобретатель