Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Научение восприятию музыки от лица дилетанта

(д-о-о-о-о-о-л-г-о-о-о-е ЭССЕ)
 
 
 
 

«Хвалите Его со звуком трубным, хвалите Его на

псалтири и гуслях.

Хвалите Его с тимпаном и ликами, хвалите Его

на струнах и органе.

Хвалите Его на звучных кимвалах, хвалите Его

на кимвалах громогласных.

Всякое дыхание да хвалит Господа! Аллилуия»

(Псалом 150)

 
 
 
 

Что есть музыка? Глас Божественного начала, или просто услаждающая слух вибрация звуковых волн? Что есть музыка? Знак Божественного вдохновения, или разжигающая страсть и вводящая в сатанинскую прелесть игра слуха и воображения?


Из книги «Джаз», автор: художник Анри Матисс

История являет нам множество примеров того, как по-разному воспринималась музыка в разные эпохи у народов по лицу земному и как оценивалась философами. Этим исследованиям посвящены десятки и сотни монографий, и я, не имеющий даже начального музыкального образования, не имею дерзновения рассуждать по истории и теории музыки.

Я попробую рассказать о том, как душа тонкая и поэтическая воспринимает «музыкальны флюиды», и, быть может, в этом рассказе читатель найдёт нечто поучительное.

1

С самого раннего детства я отличался очень тонким слухом. Мама рассказывала, что уже грудным младенцем я плакал, если при мне начинали скоблить ножом по сковороде или протирать стекло, когда издаётся писклявый, ноющий звук. Тем более я не переносил звуки дрели или соседского ремонта.

Уже с раннего детства я приобщался к музыкальной культуре во всей её полноте, во всём разнообразии жанров. В дошкольные годы любимым моим занятием было слушание музыки. Папа, тоже очень большой любитель музыки, купил чёрный магнитофон Panasonic, который позволял слушать радио и небольшие двухкатушечные кассеты. А ещё можно было вести запись с радио запись на плёнку этих кассет. Я очень быстро освоил пять кнопок управления, и целые часы проводил, слушая радио и музыку с кассет– а их было несколько десятков.

Особенно мне нравились динамичные и живые песни Джо Дассена, что было естественно в моём детском возрасте, когда природа требует чего-то подвижного и незатейливого, когда энергия бьёт через край, и потому музыка нравится, чаще всего, лёгкая и простая для восприятия. Были у меня подборки и с детскими песенками. С радио я списывал треки советских лет. При этом у меня уже с самого раннего детства было воспитано отвращение к американской попсе, к слащавым, надрывным, страстным звукам вульгарных песен. Также отрицательно я воспринимал джаз.

Были у папы в коллекции и очень интересные, необычные композиции, которые он где-то «достал» в годы увлечения восточными учениями типа ушу. Некоторые кассеты были даже подписаны китайскими иероглифами, и потому никто не мог прочитать, как же называется то, что на них записано. Но мне очень нравилась эта китайская музыка. Как я узнал много позже, уже спустя лет 20, у папы была целая коллекция композиций современного китайского композитора Сюи Минтана, посвящённая пяти стихиям: земли, воды, огня, металла и дерева. Особенно образной и живой мне представлялась «Стихия металла». Моему детскому воображению ясно представлялось, как я, китайский средневековый воин, кавалерист в доспехах, несусь ради спасения великолепной принцессы, поражая одного за одним врагов, которые становятся всё более и более опасными, пока, наконец, не сталкиваюсь с последним из них, самым опытным и умелым. Наша схватка идёт не на жизнь, а на смерть, и, наконец, он падает замертво, но и я, едва только успев освободить принцессу, прощаюсь с жизнью. А на следующей картине уже идёт великолепная похоронная процессия, воздающая честь моим подвигам.

Бывали случаи, когда я слышал некую мелодию, которая поражала меня до глубины души, вводила в медитативное состояние, но я не знал, как она называется и не мог поэтому её найти долгие годы, пока не слышал случайно вновь. Так самое яркое переживание у меня связано у меня с мелодией «Одинокий пастух» Джеймса Ласта. Мне было лет 10, и мы с семьёй на байдарках приплыли к Макарьевскому монастырю на Волге. А в это время от монастыря отходил белый прогулочный лайнер. И на нём в динамиках включили эту проникновенную мелодию. До самой смерти буду вспоминать это прекрасное сочетание: бескрайнюю гладь волжских просторов, белоснежный корабль, уходящий от берега, белокаменные стены монастыря и эту возвышенную композицию, которая пробрала меня до тёплой волны на теле, прошла в ум и сердце. Поистине это было восхитительно!


Из книги «Джаз», автор: художник Анри Матисс

2

С самого раннего детства я полюбил и церковное пение. Меня водили в храм с раннего младенчества. Естественно, я не понимал текста песнопений, но уже очень тонко проникался красотой Херувимской песни, а также «Тебе поем» (я не знал названия и слов этого песнопения и про себя называл его «малой Херувимской», потому что когда поют Херувимскую песнь, надо стоять, сложив руки крестообразно в знак особого благоговения, как перед Причастием, а когда поют «Тебе поем», этого не требуется).

А какой радостью наполнялось моё сердце от пасхальных песнопений! В Пасху на службе вообще не полагается читать, а только петь, и песнопения все наполнены неземной радостью, духовным ликованием. Так радостно, бывало, на душе, что я всерьёз у бабушки спрашивал, правда ли, что вместе с людьми поют ангелы, как я об этом слышал и что мне показалось сначала весьма сомнительным. Бабушка сказала, что это так и есть.

Уже во взрослом возрасте я замечал, что если тексты покаянных молитв навевают на меня скорее скуку и равнодушие, то звуки покаянных песнопений «Триоди постной» (например, «Душе моя, востани, что спиши?») или даже некоторых сочинений Баха или Телемана наводят меня на мысли о собственной греховности, столь необходимые для каждого христианина.


Из книги «Джаз», автор: художник Анри Матисс

3

Но вернёмся к школьным годам. В отроческом возрасте папа достаточно подробно ознакомил меня с творчеством советских рок-групп «Машины времени», «Воскресения», а более сложные для понимания песни «Аквариума» я полюбил уже после 20 лет. Также подробно он ознакомил с меня творчеством рок-групп зарубежных, например, Beatles, Pink Floyd, Scorpions, Nazareth, Deep Purple, Led Zeppelin. Самостоятельно я приобщался и к наследию классической музыки. В эту эпоху, а это был конец 2000-ых и начало 2010-ых годов музыку уже слушали на компьютере с дисков, можно было скачивать и из интернета, но всё же проще было покупать диски из-за медленной скорости скачивания и сложности процедуры скачивания.

Из классики я сразу полюбил Баха, Моцарта и Вивальди. У меня даже была папка, так и названная, с подборкой их произведений, которую я назвал «Трио великих». Особенно до глубины души меня поражали органные сюиты и оратории Баха. Поистине, Дух дышит где хочет, и я верю, что несмотря на то, что Иоганн Себастьян Бах не имел никакого отношения к Русской Православной Церкви и не был православным, его творчество не могло быть создано без содействия Святого Духа!

Как ни странно, полюбил я и такие песни, какие ни по своему возрасту, ни эстетическим взглядам не мог полюбить. Например, очень мне нравятся «Интернационал», «Красная армия» и другие песни революционной эпохи. В них несмотря на то, что текст мне идеологически чужд, чувствуется невероятная энергетика той бурной эпохи.

В 2010-ые годы стало гораздо проще находить и слушать музыку в интернете. В эти годы я приобщился к этнической музыке. Огромная её подборка была на портале ethnic.com.ua, давно уже уничтоженном. Особенно большая подборка у меня была из китайской, индийской и латиноамериканской этники. В эти годы я ещё больше полюбил китайскую музыку, в которую именно надо вслушиваться, чтобы понять её красоту. Например, не искушённому слушателю звуки китайского сочинения на инструменте гуцинь могут показаться попытками неумелого ученика играть на расстроенной гитаре, но более тонкому ценителю открывается не просто её неповторимая гармония, а сам образ мышления её автора, отличный от нашего, суетливого, европейского. Этническая музыка позволяла мысленно побывать в странах и краях, где мне, скорее всего, никогда побывать не удастся. Я путешествовал по горным склонам Анд, мчался по пампасам Патагонии, плавал на лодке в заливных лесах Амазонии, медитировал вместе с буддистскими монахами и пребывал в экзальтации вместе с шаманами Алтая или индуистскими аскетами.

Кроме того, я полюбил средневековую музыку. В те годы я открыл для себя приложение TuneIn, которое позволяло слушать радиостанции по всему миру. В моей подборке было на первом месте Radio Swiss Classic, кроме того, были венгерское CEU Medieval Radio, американское Ancient FM и канадское Baroque Music. На телефоне у меня были гигабайты треков разнообразных жанров.


Из книги «Джаз», автор: художник Анри Матисс

4

В 2019–2020 гг. я открыл для себя Яндекс. Музыку. Очень это удивительно, что нейросеть подбирает для меня треки, практически на 80–90% угадывая то, что мне понравится, или уже нравится.

«Нам песня работать и жить помогает»– поётся в одной советской бодренькой песенке, и в этих простых словах заключается непреложная истина. Пример моего детства, детства моего брата, который первый в нашем роду получает профессиональное музыкальное образование, показывает, что воспитание музыкальной культуры следует вести с детства, приобщая ребёнка к тому, что считаешь прекрасным сам, но при этом не навязывая ему предпочтений, поступая «благообразно и по чину».

А музыка, своя духовная гармония есть и в звуках природы, ибо нет ничего прекраснее пения соловья или меланхолическом крике чаек. Даже в шуме листвы, журчании лесного ручья, кипении чайника, скрипе двери, потрескивании дров в затопленной печи есть своя, природная, богоданная музыка. Следует только сохранять своё сердце и душу открытыми для восприятия прекрасного, избегать негативных эмоций по отношению к себе, людям, миру в целом, и тогда непременно ты увидишь и услышишь, как «всякое дыхание хвалит Господа».

Антон Мельников

49


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95