Наряду с титанами классических франшиз, таких как «Звёздные войны», «Терминатор», «Рокки», «Чужой», «Индиана Джонс» и «Рэмбо», возвышенно реет на своем Делориане трилогия «Назад в будущее».
В каждой вышеназванной франшизе есть фильмы, которые чуть слабее, чуть лучше, а какие-то вообще под вопросом существования, но от просмотра всех трёх фильмов про путешествие во времени создаётся впечатление, что они одинаково хороши и равнозначны. Конечно, есть чуть более любимая или менее (никто не отменял субъективизм), но по большей части они идеальны.
Структура всех трёх фильмов
Если не разглагольствовать, то можно сказать просто: она одинакова. И там, где в других фильмах, как, например, «Звездные войны», копирование сюжета и фабулы из предыдущих частей смотрятся как плагиат и бесплодие новых идей, то в трилогии «Назад в будущее» она смотрится как художественное решение и фишка всей франшизы.
Те же шутки, ситуации, спасение семьи, временные отрезки и даже второстепенные персонажи, которые повторяют одни и те же реплики, шутки и манеры с привычками из фильма в фильм, но именно это всё и подкупает своим юмором, гэгами и иронией. И, конечно, сценарием, который качает идеи с первого фильма (ведь если история зашла единожды, она зайдёт и дважды, и трижды, если оживить уже использованную схему успеха).
У этих шуток и сюжетных твистов как будто есть накопительный эффект, который усиливается и заставляет нас заново переживать по сути одну и ту же историю.
Радуют исторические отсылки и то, как ошибки, совершённые МакФлаем, влияют на мир: изобретение рок-н-ролла и песни Чака Берри, скейтборд, использование имён известных звёзд кино, таких как Кельвин Кляйн, Клинт Иствуд, и переименование ущелье Клейтон в честь него... Всё это насыщено чистым юмором и подкупает лёгкой абсурдностью.
Персонажи
Каждый персонаж кажется идеальным.
Есть очень конкретный и хорошо прописанный антагонист, который также повторяется из фильма в фильм, родители, которые изменяются под конец фильма, и это кажется мощным и важным достижением для нас и для Марти МакФлая, ведь он прошёл долгий путь и это изменение к лучшему кажется наградой за пройденное приключение, учитывая, какими были его родители в начале фильма... Это повышает в цене всё, что он пережил.
Девушка Дженифер, которая кажется обузой, и мы её немного недолюбливаем из-за этого, но всё равно сопереживаем за счёт игры главного героя, для которого она очень важна.
И, конечно, сами главные герои Марти МакФлай и Доктор Эммет Браун, на которых держится всё. Только за счёт двух абсолютно полярных по характерам персонажей, что тоже очень подкупает, ведь они кардинально разные, мы понимаем всю серьёзность, фатальность, детерминированость ситуации, которую хотим разрешить вместе с ними.
И заслуга тут не только сценария, но и блистательных актёров, которые как будто были созданы для этих ролей. Идеальное попадание в образы и произношение реплик, которые в такой не бытовой ситуации, в какую попали наши герои, кажутся реальными, человечными и, конечно же, очень смешными.
Уникальность
Вся трилогия идёт ровно, наверно, потому что её сделал один режиссёр. Актёры, фабула, музыка и сценарий — всё подчинено идее фильма. Она, как вся трилогия, идеально сплетена между собой и кажется, что это один полноценный фильм, но в то же время каждый из этих фильмов — законченный продукт. Просто каждый из них... с намёком на сиквел.
Возможно, если бы всего «Терминатора» снял Кэмерон, а всего «Чужого» Ридли Скотт, то франшизы были бы во сто раз лучше.
Вовремя остановиться, как в хорошей карточной игре, — это ещё один плюс трилогии «Назад в будущее».
Режиссёр Роберт Земекис:
Пока я жив и живы кто-либо из участников фильма, римейка и продолжения не будет.
Хочется руку пожать этому режиссёру за смелость и честность намерений.
В продолжении нет необходимости. История закончена и, кажется, не требует продолжения. Был сделан анимационный сериал и компьютерная игра с продолжением и спин-оффами истории — это было, наверно, лучшей идеей, чтобы выкачать деньги из этого бренда, но четвёртая часть фильма, римейк? Упаси Боже...
Уверен, эту трилогию и так будут смотреть бесконечно и восхищаться ею спустя сто и более лет.
Сергей Брыляков