В связи с невозвращением в Россию актрисы Чулпан Хаматовой серьезные трудности испытывают два театра, с которыми в разной форме связана ее трудовая деятельность, — «Современник» и Театр Наций. Что сейчас происходит с их афишами и заменима ли популярная актриса, разбирался обозреватель «МК».
Как гром среди ясного неба, как выстрел 24 февраля прозвучал для руководства Театра Наций отказ актрисы участвовать в мартовском блоке показов «Мастер и Маргарита». А между тем билеты (и совсем недешевые) на 5,5-часовой премьерный спектакль по культовому роману Булгакова были проданы подчистую.
Евгению Миронову не позавидуешь: спектакль «Мастер и Маргарита» в постановке канадского режиссера Робера Лепажа достался ему и театру, что называется, с кровью. Пандемия постоянно двигала сроки выпуска, и без того большой бюджет разрастался, да и выпуском, по сути, занимался он сам. Наконец, в декабре прошлого года выпустили, начали играть, публика повалила, и вот Маргарита по политическим соображениям сошла с дистанции, таким образом выразив протест против начавшейся спецоперации России на Украине. То есть выступив не на театральной, а на политической арене. Ее право, но театру-то что делать?
Одно из двух — либо снимать спектакль, возвращать деньги за проданные билеты, либо срочно вводить другую актрису. Остановились на втором варианте. Но и тут, опять же, надо было выбирать — вводить на роль Маргариты актрису с громким именем (даже называлась Марина Александрова), либо брать актрису, которая знает спектакль и в нем работает. Таким образом, роль Маргариты Николаевны, возлюбленной Мастера, в марте исполнила артистка Наталья Ноздрина, что до сих пор в очередь с другой актрисой играла в спектакле Гелу из свиты Воланда. По амплуа она, конечно, совсем не героиня, а характерная, но тут нежданно-негаданно появился шанс испытать себя — вдруг героиня. И разбираться в тонкостях тут нечего: не до жиру — быть бы живу.
Ноздрину неделю всем миром вводили в спектакль. Она сыграла как могла, но если учесть, что в постановке у всех по нескольку ролей, то надо быть снисходительным при оценке ее работы, и стоит сказать ей спасибо.
Но кто заменит Хаматову в хите прошлого сезона «Горбачев»? Вот уж где будут сложности: Хаматова роскошно играла Раису Горбачеву. В апреле спектакля, естественно, нет в афише, и в мае он вряд ли появится, поскольку Чулпан заявила в интервью журналистке Гордеевой, что не вернется в Россию. А сказав такое, задний ход не дают.
Еще один столичный театр — «Современник», где до последнего времени у актрисы оставалось два спектакля: «Враги. История любви» на Большой сцене и «УтроВечер» на Новой. Чтобы не обмануть надежды зрителей, буквально за три дня во «Враги» ввели актрису Светлану Иванову, и партнеры считают, что она блестяще справилась, буквально «не хуже, чем сама Чулпан». Но тут нужно только смотреть и сравнивать.
Очевидно, пластический спектакль «УтроВечер», который проще иных, тоже ждет другую исполнительницу — стихи, движения многие потянут. В общем, мы в очередной раз убеждаемся, что незаменимых нет и свято место пусто не бывает. Очень хороших и даже великолепных актрис, пусть не так раскрученных, как Хаматова, в московских театрах, поверьте, немало. Ничего личного и уж тем более общественного и политического — show must go on.
Но политика и профессия — разные вещи. Пока это не касается тебя. Хочется напомнить, что еще два года назад Чулпан Хаматова сильно возмущалась уходом Сергея Гармаша из «Современника», и прежде всего тем, что тот своим демаршем оставил многих артистов без работы. Но проходит время, и она оставляет два театра: руководствуясь политической позицией или просто эмоциями, но никак не судьбой своих коллег.
Существует еще формальная сторона вопроса, которую обоим театрам придется соблюсти: если с «Нациями» у Чулпан Хаматовой чисто договорные отношения на спектакли, то трудовая книжка ее до сих пор лежит в отделе кадров «Современника». И как теперь театр будет оформлять с ней отношения — отпуск без сохранения содержания или увольнение? Если последнее, то на каком основании?
Марина Райкина