В России стартовала приемная кампания в вузы. А так как эксперты подсчитали: чтобы полностью покрыть семейные затраты на высшее образование детей, требуется не менее 5-7 лет, на первый план вышел вопрос о правильном выборе будущей специальности. Впрочем, эту задачу, как свидетельствуют озвученные 7 апреля результаты нового международного исследования PISA, облегчает рост читательской грамотности наших школьников.
Трудно поверить, но на выбор выпускниками школ будущей профессии влияют самые неожиданные вещи. Так, некоторое время назад безумный всплеск популярности отечественных медвузов вызвала демонстрация на российском ТВ сериала «Доктор Хаус», напомнил ректор Московского городского педуниверситета Игорь Реморенко. И от этого не гарантирован ни один год.
Конечно, повышенной экзальтации подростков возрастной группы позднего пубертатного периода никто не отменял. Но для абитуриентов, стремящихся к осмысленному выбору, эксперты все же назвали самые перспективные направления подготовки, под которые затем каждый сможет подобрать себе подходящий вуз.
Так, по-прежнему популярно направление IT. Однако фишкой этого года станет особая популярность специалистов этого профиля применительно к сферам торговли и логистики. Эпоха тотальной доставки всего на свете на дом в условиях коронавирусной пандемии другого и не предполагает, отметил проректор РЭУ им. Плеханова Дмитрий Штыхно. Но абитуре об этом полезно узнать. Как, кстати, и о том, что по той же причине уже в 2020 году просел интерес к направлению подготовки «Туризм». Но если эпидемиологическая ситуация улучшится, он, скорее всего, восстановится, предсказывают специалисты.
С прошлого года наметился рост популярности направления подготовки «Ветеринария». Крайне востребованы инженерные специальности. При этом для выпускников школы, считающих себя «технарями», но пока не определившихся, чем именно они хотели бы заниматься в профессиональной деятельности, технические вузы все чаще предлагают новую модель обучения, рассказала ректор МИСиС Алевтина Черникова: первые два года – общая инженерная подготовка, а лишь затем – специализация, которую потом можно еще сильнее углубить в магистратуре.
«Вечнозеленый» пул потенциальных юристов с экономистами, по оценке экспертов, не рассосется и в этом году. Однако юристам надо иметь в виду, что работодателям нужны не специалисты по юриспруденции, а скажем, профессионалы в области правового обеспечения национальной безопасности страны, а также что средние зарплаты начинающих юристов даже в Москве не превышают 25–30 тыс. в месяц, а юристов с опытом – 60–65 тыс. Да и экономисты нужны не «вообще», а например, в области машиностроения или сельского хозяйства. Но таковых у нас в системе высшего образования не готовят вовсе: зря, что ли, Минобрнауки годами боролось с «непрофильными» направлениями подготовки в отраслевых вузах?!
Теперь – о результатах последнего исследования качества образования PISA. Его цель – выявление у учащихся 9-х классов не теоретических знаний, а умения применять их на практике в области математики, естественных наук и при чтении – то есть функциональной грамотности. А в этой сфере, в отличие от прочих международных исследований, где Россия является признанным международным лидером (так, в исследованиях PIRLS по младшей школе Россия занимает 1-е место в мире, а в исследованиях на математические знания TIMSS – 5-е), результаты PISA у нашей страны всегда гораздо скромнее.
Сравнительно скромны они и в этот раз. Зато впервые за последние годы новые итоги оказались лучше предыдущих. Так, по читательской грамотности Россия улучшила показатели на две позиции, поднявшись на 24-е место, а по математике – сразу на шесть, переместившись с 33-го места на 27-е. Правда, одновременно снизились результаты по естественно-научной функциональной грамотности: 36-е место вместо 33-го в 2019 году. Однако это, по словам директора Федерального института оценки качества образования Сергея Станченко, лишь следствие длительного дистанционного обучения, в условиях пандемии отсекшего школьников от всей практической работы, будь то лабораторки или выезды на природу. Сказанное лишний раз подтверждает: альтернативы очному обучению нет. Но даже в условиях заочки наша школа в целом выступила в исследовании PISA даже лучше ожидаемого: вместо запланированного 14-го места она добилась показателя 13,5.
Марина Лемуткина