Блюз – когда хорошему человеку плохо. Это не просто слова и устойчивое выражение. Если ты знаешь текст того или иного блюза, то ты понимаешь, что это эмоциональное состояние, а не набор букв.
Можно даже сказать, что знать текст необязательно. Достаточно уметь слышать само исполнение. То, КАК блюзмен поёт своей душой, которая истекает чистыми слезами.
Именно блюз – источник самого сильного эмоционального состояния.
На втором месте, пожалуй, будет рок-н-ролл, где блюзовая тоска сменяется радостью, весельем и сексуальной энергетикой. Но боль, которую несёт в себе блюз, – намного сильнее.
Причины этой боли уводят нас далеко в прошлое, имея под собой сильный отпечаток истории, когда чернокожие рабы исполняли ритмичные песни на плантациях или каменоломнях, чтобы не умереть от апатии, подбодрить себя песней и голосом, которые у них отнять было нельзя.
Тогда это жанр назывался «work song/рабочая песня».
Аллан Ломакс записал целый альбом в своё время, использовав реальные песни заключённых во время работы. Когда слышишь эти голоса – хочется плакать и заявить о свободе, которая в то время была простым словом («как будто сейчас иначе?» – говорит внутренний голос).
Подобное было и у нас, когда бурлаки на Волге пели свои песни, но есть всё-таки колоссальная разница между бурлаками и чернокожими рабами.
Первые были рабами в своей собственной стране несколько сотен лет, а вторых привезли в чужую.
Именно поэтому в нас всегда будет присутствовать смирение и изначальный рабский подход ко всему, чтобы мы не сделали, тогда как афроамериканцы, которые были на силу затащены на чужой участок земли, – боролись за свою свободу, стараясь сделать этот участок своим домом.
Так появился блюз, а значит «тоска» – по родине, любимой женщине, материальном благополучии и вообще жизни.
Соединив в себе спиричуэлс и ритмы «рабочей песни», блюз обрёл ту форму и структуру, которые мы знаем, а вместе с ним и новые тексты, уже не ограничивающиеся мольбой о свободе, возвращении домой и о ещё одном заработанном долларе за день.
Это «тоска» заключена в неуловимом чувстве, которое ушло в тот момент, когда ты нуждался в нём больше всего на свете.
Это чувство больше, чем дружба, любовь, радость, счастье, семья, детство, Бог...
Это чувство – сам факт твоего существования, которое из себя самого создаёт желание жить.
И вот оно уходит…
И человек начинает петь об этом.
Вот это и есть блюз.
Белые могут петь его, но это будет стилизацией и просто пародией, хотя и не без гениальности для некоторых исполнителей, разумеется, но любой чёрный блюз лучше любого самого крутого Эрика Клэптона.
Для аналогии подойдёт такой вариант: любой может проронить слезу у стены плача, но только еврей будет плакать по-настоящему.
Есть множество разновидностей блюза, но всё-таки самый чистый в своём проявлении, это блюз 20-х годов, вызывающий ту самую меланхолию, тоску, но именно от того, что ты поёшь об этом или слушаешь это – тебе становится легче.
Королём Блюза по праву считается B.B. King/Би Би Кинг.
И хотя есть более быстрые, крутые виртуозы, хард-блюзмены и блюзовые экспериментаторы, Би Кинг всё-таки сторонник старой школы, который пропитан блюзом до мозга костей.
Ниже представлен концерт, который прошёл в тюрьме. Кинг назвал это своим лучшим выступлением.
Достаточно просто посмотреть его, чтобы понять, что это вообще за состояние, как блюзом болеют и как им же лечатся.
Особенно это хорошо видно на лицах заключённых, отбывающих свой срок.
Сергей Брыляков