На эту тему следует, конечно, рассуждать маститым рокерам или критикам, например, Артемию Троицкому, что он успешно и делал, но я взгляну на это со своей стороны, стороны того человека, который не застал становление таких групп, как КИНО, Аквариум, Звуки Му, Странные Игры, Зоопарк, Наутилус и т.д.
В конце концов, решать состоялась ли рок-музыка в нашей стране явно уж не тем, кто непосредственно участвовал в этом создании или даже просто был свидетелем этого. Это будет необъективно с их стороны.
Это решение за временем.
А время прошло и теперь можно оглянуться и сообразить, а было ли это вообще роком?
Лично я, впитавший в себя музыку Элвиса, Slade, Byrds Боба Дилана, Stones, Джина Винсента, Эдди Кокрана, Doors, Creedence, Нила Янга Чака Берри и других, долго смеялся над вот этим выступлением Цоя.
Увидев в первый раз это видео и без звука или текста, Вы бы подумали, что это нечто вроде Ласкового Мая, только корейская версия. Мне кажется, что в этом выступлении заточен краеугольный камень всей нашей рок-музыки.
Попс.
Кстати, в названии этой статьи цитируется Гриня Сологуб из Странных Игр.
Драм-машина становится сердцевиной нашего «рока», тогда как Ринго Старр или Дуг Клиффорд где-то вдалеке посмеиваются над этой фальшью.
Конечно, культуре, которая впитывала в себя эстраду и советскую лощёность, не видя, что в мире происходит на протяжении нескольких десятков лет, сложно перестроиться и вдруг сделать из себя рок-звёзд.
Сложно себе представить, какого-то нашего рокера, который смог бы источать секс и харизму подобную Пресли, крутость и шарм Роджера Долтри или вокальную мощь Фредди Меркури.
Это невозможно, также как и измена нашего сознания и менталитета, которые просто не жизнеспособны, следовать западу и его рокерским представлением о себе.
Каждый раз вызывает смех те или иные высказывания наших отечественных исполнителей.
Будь то фраза Лозы, мол, Миг Джаггер в ноты не попадает, а Led Zeppelin на гитарах играть не умеют. Это уже говорит о том, что человек понятие не имеет (даже если предположить, что он прав), что такое энергетика в музыке и как она влияет на умы.
Вячеслав Бутусов, который после распада Наутилуса, потерял рокерскую жилку, остепенился и стал дедушкой, который записывается потому что должен, а не потому что он жить без этого не может. Вспоминается в противовес 77 летний Мик Джаггер, который испробовав все наркотики мира, ещё жив, слава Богу, и даёт фору любому молодому исполнителю.
Или современная панк-группа «Порнофильмы», у которой панк только в названии группы. Крайне смешно наблюдать за панками, которые в жизни прилежные мальчики-веганы с буддийскими наклонностями, а на сцене поют якобы правду...
Если это панк, то хочется знать, когда что пошло не так.
Настоящие панки никогда бы не пели, что «Россия для грустных» и прочий политический и ЖКХашный бред, они не следовали моде и тому состоянию, которое творилось в стране.
Они его меняли.
Послушайте о чём пели Sex Pistols и Clash, если вообще сможете разобрать слова. Они плевать хотели на политику и максимум, что они могли бы сделать политического, это спеть о том, что им плевать на политику. Они были бесшабашны, бескомпромиссные и бес принципиальны.
Господи, да они даже обмазывались дерьмом, только чтобы их полиция и окружающие не трогали.
Как же смехотворны Макаревич с Сукачёвым, когда они говорят, что рок-н-ролл это лишь танцевальная музыка и к рок-протесту не имеет никого отношения. Это говорит либо о незнании истории рок-музыки, либо действует великая советская аксиома: принижай других, чтобы этим возвеличить себя.
Пожалуй, только в этом львиная доля проблем наших текстов. Нам обязательно нужно петь о бедах сегодняшнего дня, говоря о них напрямую. Нам всегда нужно всё разжёвывать. Забудьте про гений МакКартни в песне BlackBird, где очень аккуратно (через игру слов) говориться о чернокожей девушке, у которой сломаны крылья и она пытается взлететь в век сегрегации и нетерпимости.
Так же и с рок-н-роллом. Макаревич с Сукачёвым видимо не понимают, что не нужно петь про то, как всё плохо, чтобы протестовать. Видимо они не знают, что Элвис был сам по себе явлением протеста, против старых устоев и этот протест выражался во всём: в новой музыке, танцах, эротических движениях на сцене, причёсках, костюмах, манерах на сцене и так далее, далее...
Или Макаревич думает, что напевая попсовый «Новый Поворот», он против чего-то протестует?
НО!
При всём вышесказанном: самой нашей сильной стороной всегда были и остаются тексты, но не те, которые «на злобу дня», а те которые можно будет слушать и спустя долгие годы.
Это будет и Аквариум, который можно назвать, пожалуй, лучшей отечественной рок-группой.
Пикник, который вообще про попс даже и не слыхивал, а мы в его альбомах так уж точно.
Или Звуки Му, которые всё-таки смогли отказаться от упора на текстах и простебаться над всем, изрыгая ужас советского занавеса на широкую публику.
Туда же и АукцЫон, у которого каждый альбом это музыкальное событие, где можно слушать их музыку отдельно от текстов и она будет прекрасна.
Лоу-фай группы «ДК», которая доказала, что концептуализм в альбомах возможен не только на Западе.
Странные Игры или Наутилус Помпилиус, где тексты дадут фору Бобу Дилану (пускай Кормильцев и многое черпал у поколения битников). А уж аранжировки Бутусова и вовсе можно считать одними из лучших в роке.
Зоопарк Майка Науменко, где он воскрешает классический рок-н-ролл 50-х.
Или Воскресенье. Вот она группа, которая пела настоящую и неподдельную правду.
Послушав, единожды, что «Россия для грустных», я пожалуй, взгрустну и не более… А то, что кто-то «способен дотянуться до звёзд, не считая, что это сон», и что где-то вдалеке «горит Звезда по имени Солнце» - я буду слушать, пока «не останусь в этой траве».
Потому что «эта музыка будет вечной, если заменить батарейки».
Сергей Брыляков