Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Не согласны? Так и скажите!

Выразить свое мнение, публично сказать «нет», отстоять свои желания... Иногда для этого нам не хватает уверенности. Когнитивный психолог Сергей Харитонов рассказывает о том, как свободно выражать себя, не ущемляя интересов других людей.

«Мне трудно высказать свое мнение вслух — кажется, что коллеги не воспримут мои слова всерьез», — признается 34-летняя Алла. «В разных очередях меня нередко обгоняют всякие проныры, а я никогда не решаюсь протестовать», — рассказывает 48-летняя Милана. Эти затруднения говорят об одном и том же: Алле и Милане трудно выразить свою точку зрения, защитить свои интересы. В таких случаях психологи напоминают об ассертивности — способности «утверждать себя».

Пассивность, агрессивность, ассертивность

Ассертивное, или уверенное, поведение (от английского аssert — утверждать, отстаивать) впервые описал в конце 50-х годов ХХ века американский психолог Эндрю Солтер. Он считал, что добиваться своего человек может не только с помощью агрессии и манипуляций, но и иным способом — свободно выражая себя и не ущемляя при этом интересов других людей.

Ассертивность — это уверенное, неагрессивное поведение, отражающее нашу способность открыто и прямо говорить о своих желаниях и намерениях, наше умение добиваться своего, не нанося вреда другому. «Ассертивный человек уверен в себе и готов отвечать за свои поступки, — поясняет Сергей Харитонов. — Он способен первым начать разговор, выдвинуть собственные требования, высказать пожелания и просьбы, отстаивать свои права, твердо говорить «нет»... И, что очень важно, делает это социально приемлемыми способами».

Умение постоять за себя 

Уверенному поведению можно научиться. Техника «заезженной пластинки» помогает настоять на своем мнении — уверенно, спокойно и без агрессии.

  • Расскажите коротко о своем видении ситуации: «Ваше очередное опоздание разозлило меня».
  • Главную мысль всегда выражайте позитивно и без частицы «не»: «Я хочу, чтобы вы иначе организовали свой ритм жизни и перестали опаздывать на работу».
  • Выслушайте объяснение. Соглашаясь с аргументами партнера, добавляйте, словно заезженная пластинка, главное: «Я понимаю, что вы далеко живете. Но рассчитывайте свое время так, чтобы не опаздывать на работу»; «Действительно, приходится долго стоять в пробках. Но вы должны быть в офисе к началу рабочего дня».

Оставаясь доброжелательным и реалистичным, мы предоставляем собеседнику время для того, чтобы он мог свыкнуться с неожиданным для него ответом. И услышал нас.

Почему мы молчим?

Но почему уверенное поведение многим так трудно дается? Какова бы ни была ситуация — разговор личный или профессиональный, один на один или в присутствии посторонних, с другом или случайным прохожим, — нашим поведением управляют самые разные страхи. Мы боимся быть непонятыми, стать инициаторами конфликта, оказаться не на высоте…

«Чаще всего опасения возникают, когда человек находится либо в роли доминирующего, либо в противоположной роли — подчиненного, — рассказывает Сергей Харитонов. — Сложно бывает высказать «вышестоящему» лицу то, что беспокоит тебя на самом деле. Но и руководитель, опасаясь бурной реакции со стороны подчиненных, иногда тоже не позволяет себе говорить прямо».

При иерархических отношениях непросто не только уверенно сделать критическое замечание, но и решиться на позитивное высказывание. «Мне очень хотелось сказать руководителю нашего отдела о том, как она замечательно сегодня выглядит, — рассказывает 29-летняя Ирина, — но я сдержалась, потому что не была уверена в уместности своих слов. Когда же я наконец решилась сделать комплимент, она искренне обрадовалась».

«Стоит задуматься о том, какие последствия может вызвать молчание, — говорит Сергей Харитонов. — Настроение коллеги могло бы улучшиться, но вы не решились сказать ему что-то приятное. Подчиненный мог бы начать серьезнее относиться к своей работе, но вы не сделали ему замечания. Вовремя сказанные слова часто оказываются намного полезнее молчания».

Умению выразить свою точку зрения уверенно и с уважением к другому человеку нередко мешает... излишняя забота о собеседнике

На наше поведение влияет также и культура, в которой мы живем и взрослеем. «В российской традиции яркое «предъявление себя», заявление о своих чувствах и желаниях не приветствуется, считается признаком эгоизма, — отмечает Сергей Харитонов. — Можно высоко и позитивно себя оценивать, но молчать, поскольку такое отношение к себе не принято в нашем окружении».

Умению выразить свою точку зрения уверенно и с уважением к другому человеку нередко мешает... излишняя забота о собеседнике, которого может обидеть негативное мнение о его высказываниях или поступках.

«Учитесь подбирать слова, которые смогут точно передать ваше мнение, — советует Сергей Харитонов. — Вместо «как это глупо звучит» скажите «мне не кажется это уместным», а вместо «я ничего не понял из твоих слов» — «я полагаю, это можно сказать точнее». Так вы сможете донести до собеседника, что вас тревожит на самом деле, не задев при этом его самолюбия».

Вспомните случаи, когда вам удавалось выразить себя и добиться своего, не обидев другого. Начните осваивать эту модель поведения в повседневной жизни — например, в распространенных ситуациях, где спокойное и уверенное отстаивание своих требований просто необходимо.

В ресторане вам принесли остывшее блюдо. В такой ситуации мы зачастую молча сердимся, вместо того чтобы отослать блюдо обратно на кухню. Нам кажется, что протестовать в такой ситуации неловко или чересчур эгоистично. Однако это наше право — получить то, за что заплатили.

Нам хочется вызывать у окружающих симпатию, поэтому мы нередко соглашаемся с мнением большинства

Речь идет не о капризах, а о том, что вы уважаете свой труд и цените заработанное. У вас все основания ожидать, что блюдо будет горячим. Если этого не произошло, вы должны сообщить о своем разочаровании и попросить заменить блюдо или разогреть его. Все это кажется совершенно очевидным, но не всегда легко так поступить. Если вы не знаете, как предъявить претензию, начните с вопроса: «Это блюдо действительно должно быть холодным?»

В магазине продавец вас обсчитал, давая сдачу. Согласно неписаным законам жизни в обществе о деньгах говорить не принято. Опасение показаться жадным кого-то заставит смириться и уйти, но можно действовать иначе. Спокойно поинтересуйтесь у продавца, не ошибся ли он, употребляя нейтральные фразы: вместо «вы не дали мне сдачу» лучше сказать «по-моему, здесь меньше, чем должно быть». Тогда ваши слова — по крайней мере по форме — не будут обвинением, и вы сможете избежать конфликта, но при этом добиться своего.

Ваше мнение не совпадает с мнением других. Нам хочется вызывать у окружающих симпатию, поэтому мы нередко соглашаемся с мнением большинства, даже если на самом деле его не разделяем. Другая крайность — заявлять о своем несогласии чересчур жестко и категорично.

Чтобы найти баланс между пассивностью и агрессивностью, постарайтесь не говорить под влиянием неуправляемых эмоций. Заранее обдумайте свои аргументы и всегда выбирайте формулировки, подчеркивающие субъективный характер вашего высказывания: «Мне неудобно вам противоречить, только…», «Не хочу показаться чересчур критичным, но на мой взгляд...»

Старайтесь в разговоре не использовать категоричные и спорные формулировки

Вы намерены просить о повышении зарплаты. Собираясь заговорить о пересмотре собственной зарплаты, мы бессознательно опасаемся, что нас сочтут излишне самонадеянными. Иными словами, мы сами не очень-то уверены, что заслуживаем большего. Конечно, не всегда легко объективно определить ценность собственного труда, особенно если мы и в других отношениях не слишком уверены в себе. Чтобы ваша позиция в разговоре с начальством выглядела убедительно, запаситесь весомыми аргументами: например, у вас есть конкретные достижения, повышенная ответственность или большой стаж работы в должности.

Старайтесь в разговоре не использовать категоричные и спорные формулировки. Лучше построить свои доводы в форме пошаговых конструктивных вопросов: «При каких условиях возможно ожидать прибавки?», «В течение какого времени это может произойти?», «На какую зарплату я могу рассчитывать?», «Возможно ли повышение в должности?» Разговор в таком ключе позволит собеседникам сформулировать свои соображения и сохранить собственное достоинство.

Елена Шахновская, Элеонора Качанова

Источник

320


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95